Образы святых в романе И.С. Шмелева «Пути небесные»
События

В литературоведении отмечалось уже закономерное сходство финала «Путей небесных» с романами «Преступление и наказание» и «Воскресение». Но каждый писатель по-своему ведет героев к этому финалу. Достоевскому и Толстому присуща глубокая психо­логическая разработка характеров персонажей, что обусловило особенности художественного мира произведений каждого из них. Путь героев Шмелева — это поиск верных ориентиров, помогаю­щих человеку не сбиться в его земной жизни, согласовать пути земные с путями небесными. Писатель делает акцент на идее все­единства мира как творения Божия, что обусловило особые про­странственно-временные отношения в романе. Наиболее важным становится изображение взаимопроникновения мира дольнего и горнего. В сюжет вводятся ситуации, подчеркивающие важность знаков иного мира этому миру. Сюжет движется, обусловлен этими знаками, данными в форме видений, снов, чудес, которые пред­ставлены в двух планах восприятия: рациональном и мистическом. Первый свойствен Виктору Алексеевичу, второй — Дариньке.


Герой на протяжении всего повествования показывается как су­губый рационалист. Даже в момент откровения, когда увидел «раз­ломившееся небо», он не захотел принять это откровение. Напро­тив, Даринька очень чутка к проявлениям высшего мира. При всей ее простоте и необразованности, она обладает высшим знанием — сердечным, ей дана вера. Взаимодействие этих двух мироощуще­ний и мировосприятий стали определяющими в создании художе­ственного мира романа, существенное место в котором занимает церковный календарь и связанные с ним святые. Подчеркивая правдивость, документальность своего повествования, автор вводит даты исторического календаря, но они тут же корректируются церковным календарем. Символическое значение церковных дат подчеркнуто уже в начале романа, особенно в 4-5 главах, где говорится о «роковом» в жизни героев, которое произошло одним майским утром, а именно в ««неделю о слепом», шестую по Пасхе» [1]. Место действия, географическое пространство ориентированы на монастыри, храмы, что способствует ощущению мистической связи земного мира с миром иным.

Особое место в художественном мире произведения занимают образы святых православной церкви. Конечно, они покрываются именем Божием и именем Богоматери, с которых начинается повествование и с постоянным памятованием которых живет героини романа. В романе упомянуто более тридцати имен святых, и все они значимы как для идейно-эстетического, так и для жанровом композиционного уровней текста.

Безбрачное сожительства с Виктором Алексеевичем и мысленное преступление с Вагаевым сознается как страшный грех, мучающий героиню. С этим грехом связан ряд имен: преподобной Марии Египетской, преподобной Таисии, мучениц Евдокии и Мелитины, преподобного Иакова-постника. Они возникают в ее сознании как укор, напоминание ее неправды при попытке оправдания и в то же время как пример возможности преодоления греха. Передавая критическое душевное состояние Дариньки, ее внутреннюю борьбу с искушением, автор вводит в повествование фрагменты eе исповедальной «записки к ближним», где и объясняется, что он|| стояла на краю пропасти: «Я распалялась дерзанием пасть всех ниже, грехом растлиться и распять себя покаянием» (213). С именами Иоанна Крестителя, великомученицы Анастасии Узорешительницы, благоверной княгини Евфросинии связана болезнь Дариньки ее надежда иметь детей. Иоанн Креститель приобретает особую значимость для героини и в связи с праздником Богоявления. Ее крестили в храме Богоявления; в канун этого праздника было по­слано ей вразумление; «в ночи Богоявления <...> — знамение сна крестного» (372); в день Собора Иоанна Крестителя она «вышла во святой путь», поехала к старцу Варнаве; накануне рождества Иоан­на Крестителя приезжают они на новое место жительства в благовестии празднику, что героиня воспринимает как добрый знак, т.е. с образом Предтечи связаны наиболее важные повороты в судьбе и соответственно в сюжете романа. Не вызывает в ней сомнения чу­десная помощь преподобного Димитрия Прилуцкого Вагаеву. В метельном кружении с князем ей представляются Хрисанф и Дария. Образы святых возникают естественно в соответствующих ситуациях. Важное место в произведении занимают еще жившие во время событий романа старцы Варнава и Амвросий.

Наиболее значимы по их роли в судьбе героини Святитель Ни­колай и святитель Филипп. Последний ни разу не назван по имени, но намеки достаточно прозрачны. В первом томе о нем говорится неопределенно; «прославлен церковью» (55), «старинный род, давший святого и столько грешников» (76) и т.п. Более определенно сказано в шестой и седьмой главах второго тома. Дариньку удивля­ет теснота и темнота придела, посвященного святителю, но тут же она понимает, что «это — в напоминание мученичества его; это — «клеть каменна и тесна», как писано в житии, куда он был ввергнут жестоким царем, где непрестанно молился пред иконой Спаса, где приял от палача венец нетленный» (295). «Жестокий царь» — Иван IV. Указание на эпоху прочитывается в словах дочери свя­щенника: «Все изменилось за триста лет, а святая капелька жива, хранится» (297). Митрополит Филипп убит в 1569 г., разговор о нем происходит в 1877 г. На иконе, которую видит Даринька в приделе, святой изображен «не уставно», она читает слова на свит­ке: «Аз есмь пастырь добрый <...> и душу Мою полагаю за овцы» (295). Эти слова, как указывает составитель жития, вспоминает ми­трополит, обращаясь в последний раз к своей пастве: «удержало меня слово Божие: пастырь добрый полагает душу свою за овцы своя»  [2]. Неоднократно подчеркивается в произведении, что святи­тель был знатного боярского рода. Митрополит Филипп, в миру Федор Степанович Колычов, «принадлежал к среднему слою мос­ковского, не княжеского боярства старого корня, предки которого издавна служили князьям московским. Захарьины (Романовы), Ше­реметевы, Колычовы вели свои роды от общего предка»  [3]. Повест­вователь отмечает «перекрест кровей» в героине. Подчеркивается особая светоносность Дариньки, возможно, являющаяся отражени­ем той капельки святости, которая сложными путями восходит к Святителю. Вместе с тем, ее доля не брачный венец, а крест вне­брачной жизни. В судьбе Дариньки соединились противоположные начала рода: святость и греховность. «Наследственная черта одного из славных русских родов, кровь которого в ней текла: страстность до исступления и благочестие до подвижничества» (115). Не без участия Промысла жизнь приводит ее в Уютово, в храм с приделом Святителя-мученика.

Святитель Николай, как считает Даринька, спас ее от само­убийства в ночь на Великий Понедельник. В мировосприятии Вик­тора Алексеевича этот святой тоже производит существенный сдвиг. Случай с Даринькой, а затем с берилловым парюром повер­гает его в совершенную растерянность, и он должен был собрать всю свою волю, чтобы найти разумные доводы происшедшему. Однако он чувствует, что в целом они шатки, безоговорочной яс­ности они не дают.

Неким промежуточным звеном между обычными людьми и святыми являются люди, наделенные особой духоносностью, про­являющейся порой в прозорливости. Таковы матушки Агния, Виринея, Аглаида, пчельник Егорыч. В именах Агнии и Аглаиды (не­порочная и светоподобная), видимо, названы те качества, которые им были присущи в наибольшей степени. Неслучайно матушка Агния требует от «своей сероглазой» Дариньки чистоты, она является ей в наиболее трудные минуты, напоминая, что надо помолиться надо сходить в храм — станет легче, «отметется» ненужное.

Рассказывая о прошлом, Виктор Алексеевич вспоминает об особой значимости святых для мировосприятия Дариньки: она «всегда была с ними, в них, во всех веках» (135). Создавая образ героини, автор подчеркивает, что святые для нее — это реальности неразрывно связанная с жизнью. Она умела «в земном прозревать неземное», и святые здесь были важнейшим посредствующим звеном.

И.А. Ильин во втором томе романа увидел неестественность поведения героини, ее ««мудрости, <...> которая призвана все осветить, оправдать и объяснить»  [4]. Учитывая своеобразие художест­венного мира произведения, можно думать, что писатель не погрешил против логики развития образа Дариньки, ибо эта логика оп­ределяется особенностями ее мироотношения, ее восприятием зна­ков иного мира. Получив благословение старца на несение своего креста, Даринька обрела душевное равновесие, уверенность в жиз­ни, она перестала быть «пуганой», ее путь прояснился. Теперь она, жалея, смотрит на беспутного Виктора Алексеевича. Более полное освобождение она чувствует после литургии в усадебном храме, когда предстояла в приделе Святителя перед его иконой. Неслу­чайно эта глава заканчивается словами Симеона Богоприимца («Ныне отпущаеши») и признанием Дариньки: «Во мне все освети­лось, и я поняла, как должна жить. Все в моей жизни было для ис­полнения мне назначенного» (297). Отметим, что первая глава пер­вого тома и седьмая глава второго тома названы одинаково — «От­кровение». В первом томе откровение дано было Виктору Алексее­вичу, но он не принял его тогда, так как разум его не вмещал этого, и понял только много лет спустя, когда вышел на иной путь жизни. Во втором томе откровение дается Дариньке, которая принимает его сердцем. С этого момента она «чувствовала себя «развязанной, <...> встреча со Святителем дала ей безмятежность» (302). Именно теперь стало возможным свободное и творческое раскрытие ее ду­ховных возможностей. И она, не смущаясь, что может быть не по­нята, в самой что ни на есть простоте изливает свое представление об окружающем, действует в соответствии со своим сердечным знанием.

Показательно, что герой не понимает состояния Дариньки: ни ее перемены после посещения старца Варнавы, ни после предстояния Святителю в Уютове. Он объяснял все по-своему, обыденным сознанием, плоско, в соответствии с рамками трехмерного мира. Героиня живет другими измерениями, в ней идет процесс духовно­го созревания, утверждения в духе. В этом существенный смысл романа как «духовного», это определило особенности его поэтики, в частности, сюжетообразующие и смыслоформирующие функции образов святых в романе.

Таким образом, в романе «Пути небесные» Шмелев, изображая самостоянье героини, идет, с одной стороны, в русле реалистиче­ского романа, с другой — использует традиции агиографического жанра древнерусской литературы, творчески их осваивая. Введение образов святых как элемента содержательной формы — одна из составляющих этой традиции.

 

Источник: Макариевские чтения. Соборы Русской Церкви / Материалы IX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. X. — М.: «Можайск-Терра», 2002. С. 355-359.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 5. Пути небесные. — М., 2001. С. 49. Далее все цитаты из романа даем по этому изданию с указанием страниц в скобках.

[2] Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит московский. — М., 1991. С. 80.

[3] Там же. С. 7.

[4] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6: кн. 1. — М., 1996. С. 365.

 



Другие публикации на портале:

Еще 9