Но первоначальный проект так и не был осуществлен, а позже храм построили на Волхонке. Самые главные и неожиданные факты об истории создания храма Христа Спасителя — в материале ТАСС.
Как связаны храм Христа Спасителя и война 1812 года?
Храм Христа Спасителя изначально задумывался как храм-памятник участникам Отечественной войны 1812 года. Манифест о строительстве храма был издан 25 декабря 1812 года — в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Главный престольный праздник храма, отмечавшийся в этот день года — Рождество Христово — совпадал с ежегодными праздничными мероприятиями в честь победы в войне. Заложен был храм также в день, связанный с войной, — 26 августа 1837 года, то есть в 25-ю годовщину Бородинского сражения.
Знаменитая увертюра П.И. Чайковского «1812 год» исполнялась на освящении храма 26 мая 1883 года. По некоторым данным, ее премьера состоялась там же, в еще не освященном храме, даже раньше — 20 августа 1882 года.
На церемонии освящения храма в 1883 году присутствовали немногие из оставшихся на тот момент в живых ветеранов войны.
На стены нижней галереи храма нанесены имена героев войны 1812 года и заграничного похода русской армии, описания сражений и тексты императорских манифестов тех дней.
Каким мог бы быть храм Христа Спасителя?
Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны. Автором этого неожиданно победившего проекта был Карл Магнус Витберг — 28-летний шведский лютеранин, масон, да еще и художник, а не архитектор (он принял православие под именем Александр Лаврентьевич).
Храм планировалось построить не на нынешнем месте, а на Воробьевых горах. При этом нижний храм должен был быть фактически прорыт в склоне.
Талантливый художник Витберг был слабым организатором: строительство застопорилось, деньги расхищались. В итоге после разбирательства при новом императоре Николае I Витберга сослали в Вятку с конфискацией имущества. Историки, однако, отмечают, что он, скорее всего, не был причастен к растратам, а просто оказался плохим руководителем.
Воцарившийся император Николай I выбрал для храма новое место. Называют разные причины такого решения: оседающую почву на Воробьевых горах, их тогдашнее местоположение «на отшибе» и трудности с подвозом стройматериалов к этому месту, а также прагматичность Николая I, который не оценил проект, выполненный в духе мистицизма, столь любимого Александром I. Хотя новый конкурс и проводили, император лично назначил архитектором Константина Тона, русско-византийский стиль которого ему нравился.
Что было на месте храма до его строительства?
На месте храма Христа Спасителя, для которого в итоге была выбрана площадка неподалеку от Кремля, с середины XVI века находился женский Алексеевский монастырь.
Для строительства храма монастырь был снесен. На этом основании возникла легенда, что игуменья монастыря Клавдия якобы прокляла место строительства храма, напророчив, что ни одна постройка не простоит на нем дольше полувека (первый храм Христа Спасителя простоял 48 лет).
Существует еще более конкретизированная версия легенды, в которой игуменья якобы сказала, что на месте строительства храма будет «лужа», — так Клавдии приписывают пророчество о возникновении здесь впоследствии бассейна «Москва».
Ни одна из версий легенды о проклятии игуменьи не имеет под собой исторического основания.
Сколько строили храм?
Первый храм Христа Спасителя строили почти столько же, сколько он простоял. Торжественная закладка произошла в день 25-летней годовщины Бородинского сражения — 26 августа 1837 года, а активное строительство началось два года спустя — 10 сентября 1839 года. Строительные леса с храма были сняты в 1860 году, однако еще 20 лет продолжались работы по росписи храма, и лишь к 1881 году были завершены работы по обустройству площадки вокруг него. Таким образом, с момента начала активного строительства до освящения храма в 1883 году прошло почти 44 года (существовал он в итоге, напомним, 48 лет). А с момента закладки храма по первоначальному проекту на Воробьевых горах прошло и вовсе почти 66 лет.
Если отсчитывать от момента публикации манифеста Александра I о решении построить храм, то до освящения прошло и вовсе более 70 лет.
Что общего у храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца?
У храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца один архитектор — Константин Тон. Более того, они возводились параллельно, начиная с 1839 года. В отличие от храма дворец был достроен уже к 1849 году.
На панораме Москвы того времени Кремль и строящийся на холме неподалеку храм были двумя доминантами, которые должны были среди прочего напоминать о единстве государства и церкви. Возведенный Тоном на территории Кремля новый дворец был призван подчеркивать это единство.
При чем здесь озеро Сенеж?
Озеро Сенеж в Солнечногорском районе Подмосковья фактически появилось благодаря храму Христа Спасителя. На самом деле это водохранилище, возникшее в ходе строительства Екатерининского канала между реками Сестра и Истра для доставки камня на стройплощадку храма. Гужевой транспорт не справлялся с огромными массами камня, необходимыми для строительства, а железных дорог на момент его начала в России еще не было.
Какой памятник стоял около храма?
В 1912 году недалеко от того места, где сейчас находится памятник Александру II, но ближе к реке, на углу храмовой площадки был открыт монументальный памятник его сыну — Александру III, в правление которого и был освящен храм и который даже короновался в день освящения. Огромный памятник простоял лишь шесть лет: в 1918 году он был разрушен большевиками. Пустой постамент простоял на этом месте вплоть до разрушения самого храма Христа Спасителя в 1931 году.
Храм Христа Спасителя и памятник Александру III. Не позднее 1918 года. © Фотохроника ТАСС
В настоящее время около восстановленного храма стоит памятник Александру II. Этот император не сыграл какой-либо заметной роли в истории храма, разве что в его правление было завершено непосредственно возведение храма без внутреннего убранства.
Где можно найти в Москве частицы взорванного храма?
Ответить на этот вопрос довольно сложно. Более-менее достоверно можно сказать следующее: мрамор из храма использовался для отделки трех станций московского метро — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Охотный ряд» и «Кропоткинская», а на «Новокузнецкой» установлены скамьи из храма. В некоторых источниках упоминают также использование храмового мрамора для отделки гостиницы «Москва» и Библиотеки имени Ленина.
По мнению ряда историков и краеведов, четыре портальные яшмовые колонны из храма украшают не то зал ученого совета, не то приемную ректора МГУ (здесь данные разнятся).
Часть табличек с именами героев войны 1812 года была в перевернутом виде использована в качестве ступеней в Третьяковской галерее (это было обнаружено во время реставрации галереи в конце 1990-х годов, теперь эти таблички находятся в музее храма).
Также можно довольно уверенно говорить о том, что один из колоколов храма был перенесен на башню Северного речного вокзала.
Источник: ТАСС