После завершения обучения юноша получал место секретаря чиновника, дьякона в церкви или преподавателя грамоты в знатной семье. В должностные обязанности таких секретарей и преподавателей входило написание речей по торжественным случаям. Если речь оказывалась удачной, то молодого специалиста могли заметить патриарх или император и пригласить к себе в команду на должность, которая, если окончательно перейти на язык аналогий, сравнима с позицией пиарщика или специалиста по связям с общественностью. Еще в X веке дипломат Лиутпранд из Кремоны писал о поэтах, которые гнусавыми голосами восхваляли императора Никифора Фоку и называли его «бледной смертью сарацин». В XII веке сарацин на горизонте уже не было, зато были новые враги — тюрки, крестоносцы и печенеги. Новым императорам потребовались новые поэты для коммуникации с подданными.
После смуты конца XI века на престол взошел император Алексей I Комнин (1081–1118). Выходец из провинциального рода, Алексей получил образование, которое мы сейчас можем с некоторой условностью назвать средним специальным. Император умел читать и писать, знал классические тексты по военному делу и географии, однако риторикой не владел. Его жена, Ирина Дука, выросла в столице и, возможно, была более образованна, чем сам Алексей. Времени на чтение у нее было больше — она жила в столице в окружении бдительных родственников и занималась образованием детей. В это время Алексей носился с запада на восток, уговорами и железом спасая остатки империи. Комнин договорился с тюрками, отразил норманнов, разгромил печенегов. После этого Алексей спровоцировал Первый Крестовый поход. Он разбил руками рыцарей врагов на востоке и провел финансовую и церковную реформы. Однако с жителями Константинополя Алексею до конца договориться не удалось. Рассерженные горожане и аристократы постоянно плели заговоры против императора.
Выстраивать коммуникацию с рассерженными горожанами пришлось следующему императору, сыну Алексея I, Иоанну, который правил в 1118–1143 годах. Образованный наследник престола понимал важность объединения горожан и правителя в единую символическую систему, но сначала делегировал эту задачу своей матери, уже упомянутой Ирине. Она собрала вокруг себя кружок интеллектуалов, в который вошел молодой поэт Феодор Продром. В этот круг Продром попал по протекции своего преподавателя — Михаила Италика, а также, возможно, благодаря заступничеству дяди, который был митрополитом Киевским. В 1120-е годы Продром написал трактат по грамматике греческого языка. Тогда же он написал стихотворение, посвященное коронации сына Иоанна Комнина в соправители.
О солнце и о пасолнце, два cветоносных света
Отец и сын правители, два отпрыска порфиры
Старший из «светоносных светов», Иоанн, вспомнил о Продроме через десять лет. В начале 1130-х годов он столкнулся в Малой Азии с новым противником — эмиратом Данишмендидов. Тюрки-сельджуки оказались серьезным соперником. Пограничные крепости Кастамон и Гангры переходили из рук в руки по несколько раз.
Император пропадал на границе, собирая войска и лично совершая кавалерийские вылазки против врага. Во время одной из таких кампаний в Константинополе скончалась мать императора, Ирина Дука. Феодор Продром остался без покровительницы, а сам Иоанн — без коммуникатора, помогавшего выстраивать отношения со столичной элитой. В этой ситуации императору пригодился знакомый со столичной публикой поэт. Продрому поручили писать тексты, которые представители населения распевали при триумфальном вступлении императора в город. И эти, говоря современным языком, «кричалки», написанные на аттическом диалекте, позволили поэту прославиться в веках.