Жак Ле Гофф, "Средневековый мир воображаемого", 2001 (фр.- 1985).
События

Жак Ле Гофф, "Средневековый мир воображаемого", 2001 (фр.- 1985):

Мир воображаемого присутствует во всех обществах, во все эпохи, но временами, благодаря приписываемым ему свойствам, он приобретает особое звучание. Именно этот своеобразный, играющий неизмеримо важную роль мир воображаемого окружал мужчин и женщин средневекового Запада. Невидимая реальность была для них гораздо более достоверной и осязаемой, нежели та, которую они воспринимали с помощью органов чувств; они жили, погруженные в царство воображения, стремясь постичь внутренний смысл окружающего их мира, в котором, как утверждала Церковь, были зашифрованы адресованные им послания Господа, - разумеется, если только их значение не искажал Сатана.

«Долгое» Средневековье, которое, по Жаку Ле Гоффу, соприкасается с нашим временем чуть ли не вплотную, предстанет перед нами многоликим и противоречивым миром чудесного. Мы узнаем, как в ту пору люди представляли себе время и пространство, как им мыслился мир земной и мир загробный, каковы были представления о теле и почему их ограничивали жесткими рамками идеологии, в каких символических системах и литературных метафорах осмыслялись мир и общество. Здесь же, вслед за автором «Королей-чудотворцев», историком Марком Блоком, Ле Гофф ставит вопрос: какое место надо отвести миру воображаемого в процессе возвращения к обновленной политической истории — к историко-политической антропологии?
Можно ли постичь мир воображаемого научными методами, не дав ему ни исказиться, ни раствориться в туманных понятиях, ни заплутаться в лабиринтах иррационального, ни попасть под влияние капризной моды?
Как отделить воображаемое от символического и идеологического, как четко определить занимаемую им нишу и каким инструментарием располагает историк для его изучения?

Ответы на эти вопросы содержатся в изданной книге французского медиевиста Жака Ле Гоффа, неутомимо ратующего за «другое» Средневековье, которому он посвятил весь свой исследовательский талант ученого.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В ПОДДЕРЖКУ ДОЛГОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

I. ЧУДЕСНОЕ.

II. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

ПУСТЫНЯ-ЛЕС НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ
ВРЕМЯ ЧИСТИЛИЩА (III - XIII вв.)
ВРЕМЯ НРАВОУЧИТЕЛЬНОГО «ПРИМЕРА» (XIII в.)
ХОЖДЕНИЯ В ПОТУСТОРОННИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА: ВЕРСИИ УЧЕНЫЕ И НАРОДНЫЕ

III. ТЕЛО

ТЕЛО И ИДЕОЛОГИЯ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ
ЯЗЫК ЖЕСТОВ ЧИСТИЛИЩА
ОТКАЗ ОТ ПЛОТСКОГО

IV. ЛИТЕРАТУРА И МИР ВООБРАЖАЕМОГО

ЛЕВИ-СТРОСС В БРОСЕЛИАНДСКОМ ЛЕСУ. ОПЫТ АНАЛИЗА КУРТУАЗНОГО РОМАНА
КОДЕКСЫ НОШЕНИЯ ОДЕЖДЫ И ПРИЕМА ПИЩИ В РОМАНЕ КРЕТЬЕНА ДЕ ТРУА «ЭРЕК И ЭНИДА»
РЫЦАРИ-ВОИНЫ И ГОРОЖАНЕ-ПОБЕДИТЕЛИ. ОБРАЗ ГОРОДА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XII в.
УРБАНИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА ГИЛЬОМА ОВЕРНСКОГО
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ В НАЧАЛЕ XIII в.: EXEMPLUM ЖАКА ДЕ ВИТРИ О ТУРНИРАХ

V. СНОВИДЕНИЯ

VI. К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ СТАНОВЫМ ХРЕБТОМ ИСТОРИИ?

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

По главам: http://krotov.info/libr_min/04_g/of/f_02.htm

Отдельно:
- В поддержку долгого средневековья: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Goff_Middle.html

- Чудесное на средневековом Западе: http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Goff_Chudo.html

- Является ли все же политическая история становым хребтом истории? https://cyberleninka.ru/article/n/95-01-045-le-goff-z..
https://igiti.hse.ru/data/028/314/1234/4_3_2LeGoff.pdf

Рецензии: http://www.persee.fr/doc/medi_0751-2708_1986_num_5_10..
http://www.persee.fr/doc/assr_0335-5985_1986_num_61_2..
http://libgen.io/scimag/ads.php?doi=10.1111/j.1468-22..

Памяти автора: http://primerussia.ru/article_materials/371
http://www.pravmir.ru/zhak-le-goff-volshebnik-iz-tulo..

Источник

Другие публикации на портале:

Еще 9