Тем временем папа Франциск никак не отреагировал на результаты пятничного референдума в Ирландии, и не упомянул о них ни единым словом в своем воскресном послании к народу на площади Святого Петра в Риме. На папской странице в соцсети Twitter также пока нет никакой реакции на это событие. Напомним, что через три месяца запланированпервый визит понтифика в Ирландию – и теперь получается, что он будет омрачен открытым неповиновением народа церковному вероучению в столь важном вопросе. Результаты голосования, на котором явное большинство ирландцев выступило за легализацию абортов, говорят об окончании эры владычества Католической церкви над умами в этой стране. О быстрой утрате церковью морального авторитета и опоры в обществе свидетельствовали и результаты референдума об однополых браках, прошедшеготри года назад. Свой вклад в этот процесс несомненно внесла и череда скандалов по поводу педофилии в лоне церкви, потрясших Католическую церковь за последние годы.
Архиепископ Армский заметил, что его «глубоко опечалили» результаты референдума об абортах, но они при этом «не стали неожиданностью». «Уже несколько лет мы наблюдаем процесс ухода прихожан из наших конгрегаций, – признал архиепископ в интервью радио RTÉ. – Это свидетельство тотального изменения культуры». Сейчас в Ирландии население в целом можно разбить на три группы, по его словам. Первая из них – это глубоко верующие прихожане, «остатки» былых конгрегаций. Вторая группа – это «те, кто номинально или по своей культуре являлись католиками, но уже перестали ходить в церковь». А третья группа – это те, кто «совершенно сознательно» отвергли церковь и относятся враждебно к ее вероучению. Референдум, по словам архиепископа, лишний раз «подтвердил, что Ирландия уже встроилась в западную либеральную демократию» и приняла ее ценности, в том числе свободу абортов, однополых браков и разводов. Говоря о предстоящем визите понтифика в страну в августе этого года, Мартин отметил, что тот «хорошо понимает, в каком направлении изменилась Ирландия, и приедет к нам, чтобы нас услышать».
Архиепископ Дублинский, которого считают одним из наиболее прагматичных иерархов церкви, отметил в своей воскресной проповеди в Мэйнуте, что «многие понимают, что результаты пятничного референдума говорят о растущем равнодушии к учению Католической церкви в Ирландии, и о все более ее маргинальной роли в развитии ирландской культуры». Он также отметил, что многие полагают, что церковь «в чем-то ослабила свою духовную поддержку и сочувствие», а потому ей надлежит найти новые формы своего служения во имя жизни, чтобы не только на словах, а и на деле свидетельствовать истинную любовь Христову к человеческой жизни с самого момента ее зарождения. Жизнеутверждающая миссия церкви, по его словам, означает, что ей надлежит наставлять женщин, приходящих к трудному решению, помогать жертвам насилия, экономических трудностей, бездомным, нуждающимся и отверженным.
Результаты референдума по абортам и плебисцита 2015 по однополым бракам знаменуют собой крупнейший сдвиг в общественных ценностях Ирландии, которая совсем недавно считалась глубоко консервативной страной, послушной церковному вероучению. Тяжкий удар авторитету и влиянию Католической церкви, конечно же, нанесли расследования преступлений священников-педофилов, покрывавшихся епископами. Весьма симптоматично также то, что церковь избрала скромную роль безмолвного зрителя в референдуме по абортам, понимая, что мнения священников, принявших обет безбрачия, по вопросу распоряжения женщин собственным телом, вряд ли убедительны. Эту мысль грубо и прямолинейно выразила группа торжествующих манифестанток, скандировавших в воскресенье у Дублинского собора «не лезьте с вашими четками в наши яичники».
Референдум также опроверг весьма распространенное заблуждение, что Католическая церковь сохраняет свое влияние в патриархальной сельской глубинке Ирландии и среди пожилого населения, хотя и утрачивает его среди все более толерантного и пестрого по составу городского населения. На деле же оказалось, что 63% сельских жителей поддержало идею свободы абортов (то есть высказалось за отмену «восьмой поправки») – причем во всех возрастных группах, за исключением людей старше 65 лет. Но даже и эта престарелой группе на 41% проголосовала за аборты.
«Референдум фактически повалил католическую «берлинскую стену», которая помимо воли удерживала плюралистическое население Ирландии в тисках католической конституции страны, – с торжеством отмечает Майкл Наджент (Michael Nugent), активист организации «Атеистическая Ирландия». – Этот референдум перевернул с головы на ноги положение об отделении церкви от государства. Теперь нужно сосредоточить усилия на свободе самовыражения без обвинений в богохульстве, на соблюдении равноправия учеников в государственных школах, и недопущении их дискриминации по религиозным мотивам».
Глэдис Гэниэл (Gladys Ganiel), автор книги «Трансформация пост-католической Ирландии», говорит, что результат референдума не следует считать смертельным ударом для Католической церкви, но это еще одно свидетельство постепенного отказа от католического вероучения. «Церковные лидеры осознают, что проиграли эту битву, и им уже не удастся изменить сердца и умы людей, активно выступая против результатов народного волеизъявления, - говорит Гэниэл. – Мы видим растущее разочарование в официальной церкви. И, теперь, возможно, можно надеяться на либерализацию католицизма в стране, и это будет здравая тенденция».
Отец Джо Макдональд ( Joe McDonald) , католический священник храма Святого Матфея в местечке Бэллифермот близ Дублина и автор книги «Почему ирландская церковь заслужила свою гибель», заранее предсказал результат референдума. «Все свои аргументы против абортов церковь давно уже исчерпала, – говорит отец Макдональд. – Церковь полностью утратила свой моральный авторитет в результате череды скандалов. Мне кажется, что все признаки ее скорой смерти уже очевидны».
Источник sedmitza.ru