Из «Жития преподобного Сергия» известно, что родился он в окрестностях Ростова Великого, «не зело близ» [1] от него. Предание же говорит, что дом был в трех верстах от города, на месте, где теперь Троице-Варницкий монастырь [2]. (Варницы — означает солеварня, которая и дала название месту.) По «Житию...», в селе был Никольский храм. А один из престолов в Троице-Варницком монастыре, как мы знаем, освящен в честь святителя Николая. Таким образом, раньше здесь действительно мог находиться Никольский храм.
Покров со святых мощей Сергия Радонежского, XV в.
Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Следует обратить внимание на сугубо благоговейное отношение к святителю Николаю в роду преподобного Сергия, а может, и какую-то непостижимую связь между Сергием и Мирликийским чудотворцем. Удивительным образом мотивы из жизнеописания святителя Николая повторяются в житии Сергия Радонежского. Например, отказ от материнского молока в среду и пяток в младенчестве можно встретить в описании жизни как святителя Николая [3], так и преподобного Сергия. У Преподобного в келии хранилась икона «Никола», которая, по преданию, была принесена из Ростова в Радонеж и, возможно, написана кем-то из его родных. Примечательно, что лик святителя Николая на этой иконе обнаруживает черты явного сходства с ликом Преподобного, изображенным на изготовленной вскоре после его смерти пелене, считающейся фактически его портретом. Светские исследователи видят в этом обстоятельстве лишь повод для сомнений в принадлежности иконы преподобному Сергию [4]. Но сами иконописцы замечают, что написанные лики неведомым образом имеют портретное сходство с писавшим их иконописцем. Подобные рассуждения можно встретить у Н. С. Лескова в повести «Мелочи архиерейской жизни», зафиксировавшей ироническое неудовольствие близкой Церкви киевской интеллигенции 70-х годов XIX столетия по поводу того, что лаврский начальник иконописной мастерской времен епископства в Киеве святителя Филарета (Амфитеатрова) о. Иринарх написал «на одно лицо» иконы, которые и теперь можно видеть над мощами преподобных отцов, покоящихся в киевских лаврских пещерах.
Икона "Святитель Николай" - родительское благословение
преподобному Сергию Радонежскому. XIV в. Ростов
Возможно, что и келейный образ святителя Николая мог принадлежать кисти кого-то из родных Сергия Радонежского.
В семье действительно были иконописцы, в частности племянник преподобного Сергия — святитель Феодор Ростовский.
Святого Николая Мирликийского особо почитали и другие члены семьи. При иконе преподобного Сергия в Троицком соборе Лавры, как видно из описи имущества храма 1641 года, висела принадлежавшая Феодору Ростовскому панагия [5]. На обратной стороне ее среди образов избранных святых как главный — образ святителя Николая.
Можно утверждать, что многое из происходившего в жизни преподобного Сергия было обусловлено традицией и обстановкой внутри Ростовского княжества. Ростов значил для Северо-Восточной Руси, издревле заселенной угро-финскими племенами, то же, что Киев и Новгород для Руси Южной и Северо-Западной. По лествичному праву в нем княжил третий по старшинству в роду Рюриковичей (два первых сидели в Киеве и Чернигове).
Ростовское княжество XIV века было носителем традиций изначальной Руси. Первые летописные упоминания о городе относятся к 862 году (хотя ряд ученых, в частности А. А. Шахматов, полагают, что это поздние вставки в первоначальный текст «Повести временных лет»). Ко времени рождения преподобного Сергия Ростовское княжество представляло собой в русской жизни примечательное явление. Это была самая большая территория русского мира, уходившая границами далеко на север — в нынешний Вологодский край, соперничая с Господином Великим Новгородом в освоении русского теперь Севера. Можно только догадываться об уровне русской цивилизации накануне Батыева нашествия по остаткам древнерусских храмов, сохранившейся иконописи, обрывкам литературных памятников. Все это погибло в пожаре степного нашествия. Но печальная и справедливая для остальной Руси картина разорения и упадка должна быть принята со значительными оговорками, когда речь заходит о состоянии культуры и быта Ростова. Изложения отечественной истории (по кажущейся малозначительности) традиционно обходят Ростов. С ним не связано никакого героического действа. Но бедность внешними событиями дала ему незаметное, не связанное с политической жизнью лидерство, счастливым образом позволив выстоять перед разлившимся Востоком, питая всю Русскую землю людьми и словами. Ростовская земля сумела сохранить осколок русской домонгольской цивилизации и более чем на столетие после установления татарского ига отодвинуть от себя упадок, разделивший русскую историю на Киевский и Московский периоды. Ростов на столетие стал негласным центром Руси [6]. Столица великокняжеская — Владимир-на-Клязьме, — подвергшись разорению, была не более чем символическим «скипетром», не имела постоянного князя и передавалась татарами претендентам на великое княжение как временное добавление к их собственным уделам — Москве, Твери, Суздалю. Ростов же, старый, потесненный своими пригородами — Суздалем и Владимиром, вечевой центр Северо-Востока, хранящий домонгольскую традицию, находился в стороне и от яркой политической жизни Северо-Восточной Руси, и от татарских набегов. Тишина способствовала сохранению в городе христианской книжности и искусства. После разорения Владимира и Суздаля Ростов вновь, хоть и ненадолго, возвратил свое прежнее значение, став центром Суздальской Руси, в тени которого к XIV веку сформировались новые, шедшие на смену гегемоны — Москва и Тверь, постепенно своей незначительностью и «лесной» тишиной сманивавшие ростовское население. Особенно в этом преуспела Тверь. Иллюстрацией значения Ростова для Залесья в XIII веке будет простое упоминание, что с 1238 года, когда во время штурма татарами Владимира погиб епископ Владимирский Митрофан, и до 1272 года [7] он оставался единственной епископской кафедрой Северо-Востока Руси, пока второй не стала Тверь. [8]
Древность города означала, что и местное боярство «породою» не уступало киевскому. Ниже речь пойдет о роде Вельяминовых, представитель которого, московский тысяцкий Протасий Вельяминов, упомянутый в Епифаниевом «Житии...» как покровитель переселявшегося в Радонеж боярина Кирилла, ведет родословную от знаменитого варяга Шимона — строителя Успенского собора Киево-Печерской Лавры.
Источник как о чем-то само собой разумеющемся рассказывает о существовании в Ростове библиотек [9] и школ. Одну из них посещал и отрок Варфоломей. Рядовое для нашего уха известие это примечательно тем, что речь идет о первой половине XIV века: школа в разоренной Руси была редкостью. Ростовская культурная и религиозная жизнь того времени имела интересную особенность, в природе и причинах которой историкам еще предстоит разобраться. Атмосфера в княжестве была пропитана ароматом Византии. Может даже показаться, что здесь намеренно культивировалось «грекофильство».
Письменные источники и археологические артефакты независимо друг от друга доносят почивший на Ростове дух угасающего уже Константинополя. Жития русских святых дважды прямо упоминают о сугубом хранении Ростовом греческой церковной и культурной традиции. В «Повести о Петре, царевиче Ордынском» между прочим сказано, что «тогда было в церкви Святой Богородицы так, что левый клирос пел по-гречески, а правый — по-русски» [10]. Своей красотой такое византийское богослужение поразило монгольского юношу, решившего под влиянием литургической красоты обратиться из язычества в православную веру. Известие это, если исходить из того, что в нем упоминается скоро последовавшая смерть ордынского хана Берке, дяди Петра, следует отнести к кануну 1265 года. Сама же «Повесть...» написана в первой трети XIV века.
Позднее второе написанное преподобным Епифанием Премудрым житие другого «ростовца» — святителя Стефана Пермского, сообщает: чтобы перевести на язык зырян Священное Писание, святитель Стефан отправился не куда-нибудь, а в Ростов и именно, чтобы выучить греческий язык. Историк церкви Е. Е. Голубинский объясняет это случайностями вроде нахождения при епископском дворе неких заезжих греков [11]. Богослужение же на греческом языке, по его предположению, не распространялось далее знания пары тропарей или Трисвятого: «Α γ ι ο ς ό Θ ε ο ς...» Но едва ли такое обыденное обстоятельство могло быть отмечено в «Житии...» как нечто особенное. Сам Епифаний был выпускником ростовской школы, что состояла при епископской кафедре (так называемый Григорьевский затвор — училище при монастыре святителя Григория Богослова), где он и познакомился со Стефаном Пермским. Впоследствии он путешествовал по христианскому Востоку, был в Иерусалиме, жил на Афоне, а значит, владел греческим, что также наводит на мысль о греческом характере обучения в ростовских учебных заведениях. Стефан Пермский приехал в Ростов именно в школы и именно потому, что в них можно было получить образование, приближенное к тому, что давалось в домонгольской Руси и Константинополе.
Вопреки мнению профессора Голубинского, можно утверждать, что «грекофильство» Ростова было явлением прочным и выходило за уровень «левого детского клироса» сегодняшних московских приходских храмов. Если кому-то придется видеть в Третьяковской галерее ростовские иконы XIII—XIV веков — а их сохранилось от того времени больше всего, — пусть обратит внимание на то, что все они носят опечаток не русской, а византийской традиции иконописи. Это характерно именно для Ростова и ни для какой другой русской области. Книжные миниатюры, хранящиеся в Ростовском музее- заповеднике, тоже не оставляют сомнений, что их делал либо грек, либо ученик греческого мастера. [12]
Ростовская школа была порождением этого грекофильского настроения [13]. Воспитанники выходили из нее со знанием греческого языка. Святитель Стефан Пермский и Епифаний были младшими современниками преподобного Сергия. А значит, и сам Преподобный застал в Ростове высококачественное образование и был человеком, как можно полагать, весьма книжным. В период между появлением на Маковце первых насельников и принятием на себя игуменства Сергий Радонежский, сообщает Епифаний, изучал «уставы монастырские».
Речь идет, скорее всего, не о монастырских уставах [14] как распорядке монастырского быта, которые в силу своей «непространности» не могли быть предметом продолжительного и пристального изучения подвижника, к тому же и не помышлявшего, что его пустынька из лесной келии вырастет в целый монастырь. Вероятнее, что преподобный Епифаний подразумевал под «монастырскими уставами» аскетическую литературу. Мы мало знаем святоотеческой литературы по аскезе, переведенной к описываемым временам на церковнославянский язык. Книги эти могли появляться на Руси в греческих подлинниках, способность к чтению которых будущий Радонежский игумен приобрел, видимо, в родном Ростове. Постриженный в отрочестве в Троицком монастыре племянник преподобного Сергия святитель Феодор свободно владел греческим, что видно из принадлежащего его перу перевода на церковнославянский язык канона на Успение Богородицы и канона-моления о дожде, написанных цареградским патриархом Филофе- ем [15]. Святитель Феодор с одиннадцати лет жил в монастыре у преподобного Сергия, и изучить греческий он мог только там. Соответственно, обучить его языку могла лишь троицкая братия.
Исход греков в Русскую землю вполне мог иметь место, если вспомнить, что в 1204 году Константинополь был разорен крестоносцами, а православная вера изгнана из его пределов.
Часть греков, сохранивших верность Православию, возможно, отправилась не в Трапезунд или Никею, куда временно переместилась столица империи, а на север — в пределы тогда еще цветущей Руси, и по неясным причинам осесть именно в Ростове, где принесла свои плоды.
Мирная жизнь и культурное преуспеяние Ростова среди общей русской разрухи куплены были ценой политического унижения. Ростовский князь Василько [16] погиб с большей частью своей дружины в несчастной для русских битве с Батыем на реке Сить в 1237 году. Боярство же ростовское почло за благо ограничить этим героизм вооруженного сопротивления захватчику и сохранило город, открыв монголам ворота. Постыдная прагматичность избавила Ростов от разорения, и последующие почти сто лет княжество не знало нашествий. За вторую половину XIII века летописи зафиксировали семнадцать татарских набегов на Русь, но ни один из них не коснулся Ростова. Платой был сугубый, демонстративный союз с Ордой. Князья ростовские вынуждены были участием в походах и частыми визитами в Орду, сопровождавшимися значительными подарками татарским чиновникам, обеспечивать относительное благополучие своих земель. Начиная с 60-70 годов XIII века регулярно в Орду из князей Северо-Восточной Руси ездили (за редким исключением) только ростовские князья. [17]
Это обстоятельство интересно сопоставить со сведениями из «Жития преподобного Сергия», в котором говорится, что боярина Кирилла разорили частые княжеские поездки в Орду. Выезды в Орду отягощали не только и не столько княжеское хозяйство, сколько имущество ростовских бояр. Смысл таких поездок состоял в участии княжеских дружин в военных предприятиях Орды. Точно известно об участии ростовских князей в татарских походах на Кавказ 1277-1278 годов, откуда в Ростов был даже привезен «полон» — яссы (осетины), набеге на Переяславль 1281 года [18]. Святой Кирилл в ранней юности мог успеть поучаствовать в этих предприятиях татар с ростовскими князьями. Возможно, что и в начале XIV века боярину Кириллу приходилось снаряжать на собственные средства воинов для татарских военных экспедиций. Очередной поход русских дружин в составе ордынского войска в Осетию произошел в 1318 году [19]. Во время этого похода по приказу хана был убит князь Михаил Тверской. На месте гибели князя-мученика установлен памятный знак.
Другим фактором спокойствия оказались осевшие в ростовских пределах в количестве большем, чем где бы то ни было по Руси, татары. Баскаки — татарские чиновники, поставленные для наблюдения за покоренной Русской землей и призванные по своему чиновному положению следить за состоянием дел в подвластной стране, после нескольких лет жизни среди русских массово принимали православную веру. Такова, например, история с происхождением рода преподобного Пафнутия Боровского, дед которого был баскаком,
крещенным (причем под угрозой смерти) во время восстания в Ростове 1320 года.
В «Сказании о Петре, царевиче Ордынском» упоминается об осевших в Ростове и принявших веру, но еще не вполне обрусевших татарах, из среды которых владыка Кирилл с князем Глебом Васильковичем выбрали Петру невесту знатного рода [20]. Случай этот на столетие стал щитом Ростова от монголов, поскольку в его пределах обрел новую родину не просто обратившийся в православную веру ордынец, а чингизид — племянник хана Берке, царевич Дайр Кайдагул [21], записанный в наши святцы как Петр, царевич Ордынский (день памяти [22] 30 июня). Хан Берке был братом Батыю. Соответственно, святой Петр приходился племянником великому завоевателю. Приняв крещение и женившись на девушке из уже православной татарской баскачьей семьи, Петр поселился в Ростове, основав на берегу озера Неро, по повелению явившихся ему во сне святых первоверховных апостолов Петра и Павла, монастырь в их честь, став сперва его светским ктитором, а по прошествии времени и игуменом.
Как сказано в «Повести о Петре...», «Орда же тогда набегов не творила и было тихо» [23]. Такое положение сохранялось до конца XIII века. К тому времени Орда сменила способ отношений с покоренной Русью. Система управления баскаками уступила место «наездам послов», приводивших к покорности уже фактически автономные русские княжества. Исследователи считают, что в Ростове татарское административное управление через баскаков как представителей ордынского центра сохранялось дольше всего [24]. Последние ростовские баскаки во время восстания 1320 года были частью перебиты, частью обращены в Православие (как в упомянутом случае с дедом преподобного Пафнутия Боровского), а частью изгнаны из княжества. Ответом на это восстание и был запечатленный в «Житии преподобного Сергия» «визит» Узбекова посла Ахмыла с ратью. [25]
Лояльность к татарам была доминирующей позицией элиты — ростовского княжеского дома и бояр. Низы же имели свой взгляд на осевших в Ростове степняков. Знаменитое восстание 1262 года против мусульман — откупщиков дани, возглавляемых обасурманившимся русским монахом Изосимой, началось именно с Ростова. По некоторым сведениям, в его организации принимал участие сам Александр Невский.
Избиение татар сошло Руси с рук лишь потому, что откупщики эти были из Каракорума. А Золотая Орда в тот момент находилась в состоянии постепенного обретения самостоятельности от метрополии Монгольской империи. Этим и воспользовался благоверный князь Александр. Однако «инициатива» Ростова хотя и была прощена ханом Берке, но не осталась без «организационных выводов». Ростовскому княжеству уделялось особое внимание Орды. Ханы держали там значительные силы, что подтверждается той же «Повестью о Петре, царевиче Ордынском». И если в других местах Центральной России, как правило, можно найти один-два топонима, отражающих пребывание татарской администрации, — Баскаково, Баскачево, Баскач и т. п. — то Ростов таких топонимов имеет десять. [26]
Сугубое внимание Орда уделяла ростовским князьям. Их затягивали в узы родственных отношений с ханами, подталкивая к вступлению в браки с ордынскими принцессами. Для татарской дипломатии это был распространенный и действенный способ поддерживать отношения с вассалами. Почти все ростовские князья второй половины XIII века женились в Орде. Глеб Василькович в 1278 году женился на ордынке, на знатных татарках были женаты его племянник Константин Борисович, князь Феодор Михайлович. Большинство ростовских князей даже умирало в Орде [27]. Благоверный князь Феодор Ростиславич Ярославский был женат на дочери хана Менгу-Темира и как ханский родственник имел доходы от дани с 36 городов.
Брак князя Феодора Черного с дочерью хана Менгу-Темира хотя и повлек значительные политические последствия, причиной имел вовсе не политические виды Орды. Феодор Ростиславич до приезда в Орду не представлял собой значительной политической фигуры. Он был младшим из князей смоленских, получившим при разделе отцовского наследства маленький Можайск. Ярославль также был лишь пригородом Ростова. Князем ярославским Феодор Черный стал, женившись на ростовской княжне Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского (ум. 1249, память 3 июля). Положение князя Феодора в Ярославле иллюстрирует уже то, что его первая попытка вернуться на свой стол после длительного пребывания в Орде была неудачной: его теща княгиня Ксения отказалась принять после смерти дочери зятя- примака, правя от имени своего внука, сына князя Феодора малолетнего Михаила, который обладал правами на княжий стол по праву крови, в отличие от князя Феодора, которого с властью связывал лишь статус мужа природной ростовской (ярославской) княжны. Феодор смог вернуться в Ярославль уже как родственник хана при помощи же татарского оружия.
Хан Менгу-Темир испытывал к князю чисто человеческую симпатию и уважение, добиться которых у владыки суровых степных воинов помогла князю, видимо, его воинская доблесть. Князь Феодор находился у хана в великой чести. Феодор жил в Орде до смерти хана, который, как можно полагать, желал видеть любезного ему человека при себе. Ханская дочь просто полюбила князя-воина, что было немудрено: князь был очень красив. Брак же заключили по настоянию ханши, руководимой не политической целесообразностью, а по-матерински ищущей женского счастья для дочери.
Мужская стать Феодора отразилась даже в иконографии, изображающей его вместе с сыновьями Давидом и Константином (сыновьями от дочери хана, в крещении Анны, т. е. внуками Менгу-Темира), которые представлены детьми невысокого роста. Иконография эта никак не связана с возрастом святых Давида и Константина. Так, Давид дожил до зрелых лет и был владетельным князем Ярославским (ум. 1321). О времени преставления Константина ничего не известно. Все три князя были погребены в одном гробе. При открытии мощей в 1463 году ярославцы увидели, что положенные с отцом в одном гробу его чада едва достают ему «под пазуху», т. е. до подмышек. Князь Феодор действительно отличался высоким ростом. Видимо, это обстоятельство было сначало отражено в иконографии, а позднее, когда память о причинах ее появления истерлась, чад святого Феодора начали изображать отроками.
Относительное, по сравнению с остальными частями страны, благополучие княжества в действительности оказалось отложенным во времени, постепенным разорением: дружба с татарами стоила не меньше, чем вражда. И к концу XIII — началу XIV веков мирная ростовская жизнь стала постепенно, но верно уходить в прошлое. Летописи говорят о начавшихся в Ростове и пригородах в конце XIII века восстаниях. В их подавлении вместе с татарами вынуждены были принимать участие и князья с боярскими дружинами.
Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Москва 2012
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. Рукописная традиция. Жизнь и чудеса. Тексты. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 303.
[2] Е.Е. Голубинский не находит особой достоверности в предании Троице-Варницкого монастыря (см.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сп.б., 2007. С. 13). Историк видит противоречие предания и жития, поскольку, по его мнению, монастырь находится на слишком близком от Ростова расстоянии – «всего лишь три версты». Предание, как полагает историк, не древнее, поскольку письменные свидетельства о Варницком монастыре ничего не говорят о нахождении на его месте в древние времена усадьбы родителей преподобного Сергия
[3] Такое наблюдение видим у Е. Е. Голубинского в упомянутой работе.
[4] См.: Кочетков И. А. Икона Николы, известная как келейная преподобного Сергия//История и культура Ростовской земли: Материалы конференции 1993 г. Ростов, 1994. С. 56-59.
[5] См.: Ill Международная конференция «Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и искусстве России». Сергиев Посад, 2005. С. 248.
[6] См.: Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Монголы и Русь. СПб., 2006. С. 333.
[7] В 1274 г., согласно указаниям Симеоновской и Троицкой летописей, был поставлен епископом Ростову, Владимиру и Суздалю Серапион. По известиям 1273 г., епископом Ростовским еще оставался Игнатий. Следующие свидетельства о епископстве Игнатия в Ростове приходятся на 1276 г. Вероятно, Ростовская кафедра приобрела в лице Серапиона викарного епископа. Возможно, если данные Симеоновской летописи точны, указания на кафедру Ростовскую, Суздальскую и Владимирскую связаны с отделением от обширной Ростовской епархии новой — Тверской. В 1275 г. Серапион умер, в 1276 г. епископом Владимиру и Суздалю (без Ростова) был поставлен Феодор. Следует принять во внимание и данные о тех же событиях Воскресенской летописи, по которой Серапион был поставлен без указания Ростова на кафедру Владимиру, Суздалю и Нижнему Новгороду.
[8] См.: Насонов А. Н. Указ. соч. С. 268.
[9] Например, знаменитая библиотека ростовского епископа Кирилла I, занимавшего Ростовскую кафедру с 1216 по 1229 г., была известна еще во второй половине XIII века. Библиотеку не вывезли из города, и, вероятно, ее услугами местные книжники пользовались и в более позднее время (см.: Синицына Е. В. Книжные традиции средневекового Ростова//Сообщения Ростовского музея-заповедника. Вып. XIII. Ростов, 2003. С. 153).
[10] Повести и сказания Древней Руси. СПб. С. 422.
[11] См.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М„ 1997. Т. 3. Репр. С. 267.
[12] См.: Пуцко В. Г. О ростовской иконописи XIII—XIV веков: Сообщения Ростовского музея. Вып. IX. Ярославль, 1998. С. 75; Он же. Миниатюра Университетского Евангелия и новые черты живописного стиля 1200-х годов: Сообщения Ростовского музея. Вып. XII. Ростов, 2002; Он же. Ростовская иконопись в истории русского искусства // Культура и история Ростовской земли: Материалы конференции 2005 г. Ростов, 2006. С. 486.
[13] В XIV в. неизвестным ростовцем был сделан перевод с греческого Диоптры Филиппа Пустынника, автора конца XI в. Стефан Пермский постригся в ростовском монастыре Григория Богослова потому, что «многи книги бяху ту» (см.: Воронин Н. Н. Введение [Литература Ростова XIII— XIV вв.] // История русской литературы: в 10 т.//АН СССР. М.; Л.: Издво АН СССР, 1941-1956. Т. II. Ч. 1. Литература 1220-х-1580-х гг. 1945. С. 59-60).
[14] См.: Клосс Б. М. Указ. соч. С. 309.
[15] См.: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л.: Наука, 1978. С. 177; Он же. К истории литургической поэзии. Гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXVII. Л., 1972. С. 144; Он же. «Так воссияют праведники...» Византийская литература XIV в. в Древней Руси. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2009. С. 251.
[16] Князь Василько Ростовский причислен Русской Православной Церковью к лику святых. День его памяти — 4 марта. Согласно Лаврентьевской летописи его «нудиша много проклятии безбожни татарове по обычаю поганьскому быть в их воли и воевати с ними» (1237). Мощи князя почивали в ростовском Успенском соборе под спудом.
[17] См.: Насонов А. Н. Указ. соч. С. 261-262.
[18] См.: Там же. С. 263-265.
[19] С походами в Осетию ростовских князей в войске внука Батыя Менгу-Темира связывают появление на Руси чудотворной Толгской иконы Божией Матери, захваченной во время взятия г. Дедекау, известного русским под названием Дядьхов. Известно, что хранящуюся ныне в Третьяковской галерее икону Пресвятой Богородицы «Толгская», именуемую также 1-я «Тронная» или «Большая» (инвентаризационный номер 12875, дерево, темпера, 16092), вывез из Дядькова князь Феодор Черный в 1277 г. Чудотворная Толгская икона Богородицы из Толгского монастыря, обретенная чудесным образом в 1314 г. святителем Прохором Ростовским, считается русским списком с упомянутой иконы из собрания ГТГ, или даже имеющей общее с ней происхождение из Осетии (см.: Дедианова Т. Икона «Толгская Богоматерь» — трофей из Алании//Ярославская культура. 2002. № 1-2 (17-18)). По интересному стечению обстоятельств святитель Прохор, епископ Ростовский, с именем которого церковное предание связывает обретение чудотворной Толгской иконы Божией Матери, был долгое время духовником упомянутого ярославского князя Феодора Черного, вывезшего Толгскую икону Богородицы из Алании, и бывал с ним в походах на яссов. Князь Феодор умер на его руках в 1299 г., в бытность святителя Прохора архимандритом ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Для настоящего же повествования святитель Прохор (в схиме Трифон, ум. в 1328 г., день памяти 7 сентября, погребен в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, рядом со Спасо- Преображенским храмом) важен потому, что именно он епископствовал в Ростове на момент рождения преподобного Сергия Радонежского (1311- 1328). Он также упомянут при описании набега Ахмыловой рати на Ростов в «Повести о Петре, царевиче Ордынском», о чем речь пойдет ниже. Он же упомянут летописями как епископ, освятивший в 1327 г. московский Успенский собор (См.: Приселков М. А. Троицкая летопись. СПб., 2002. С. 355, 358; далее: Троицкая летопись), и его же имя упомянуто в «Житии митрополита Петра» при описании Собора русских клириков, созванного по поводу рассмотрения клеветы, посланной в Константинополь тверским епископом Андреем, где Прохор назван «преподобный игумен, тогда сый», т. е. бывший тогда еще игуменом (Ярославского Спасо-Преображенского монастыря). — См.: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. С. 210.
Ярославский князь Феодор Ростиславович Черный в православном Месяцеслове значится как святой благоверный князь Феодор Ярославский, чтимый вместе с его сыновьями — святыми князьями Давидом и Константином.
[20] «Князь же сосватал за него (святого Петра, царевича Ордынского. — Авт.) невесту из рода великих вельмож — жили еще тогда в Ростове ордынские вельможи» (Повести и сказания... С. 426).
[21] См.: Кривошеее Ю. В. Русь и монголы: Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII—XIV вв. — СПб., Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2003. С. 315.
Ю. В. Кривошеее не называет использованного им источника, содержащего первоначальное имя святого Петра. По всей вероятности, источником послужило устное ростовское предание, записанное А. Я. Артыновым (см.: Сказания Ростова Великого, записанные А. Я. Артыновым. М., 2000. С. 294): «Дайр Кайдагул, племянник Халиму Берке, сын покойного хана Ибрагима, брат хана Сартака».
[22] Интересно, что всецерковное прославление Петра, царевича Ордынского, произошло в 1553 г., т. е. сразу после взятия царем Иваном Грозным Казани и в начале активной миссионерской работы по обращению в православную веру татар, что и послужило внешним толчком к канонизации святого (см.: Шапошников В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века. СПб., 2006. С. 224).
[23] Повести и сказания... С. 426.
[24] См.: Насонов А. Н. Указ. соч. С. 260.
[25] «Повесть о Петре, царевиче Ордынском» наглядно показывает, каким образом потомки Дайра Кайдагула (св. Петра) отводили угрозу от Ростова.
Ахмыл сжег пригород Ростова Ярославль, и войска приблизились к самому стольному городу княжества, вызвав в городе панику. Князья и ростовский епископ Прохор бежали. Правнук же Петров, Игнат, нагнал епископа и обратился к нему с такой речью: «Если не пойдешь со мною навстречу Ахмылу, то я сам зарублю тебя. Наше есть племя, там есть мои сродники». Прохор послушал его, и горожане с владыкой, взяв иконы, хоругви и дары: шубы, ловчих кречетов, — двинулись вслед за Игнатием к татарской рати. Остановился он на краю поля возле озера и преклонил колени перед Ахмылом, назвавшись потомком ханского рода, сказал: «А это село хана и твое, господин, купля прадеда нашего, где чудеса происходили, господин». И сказал Ахмыл: «Ты меня утехой ханской даришь, а кто эти такие в белых ризах и с хоругвью, наверное, биться с нами хотят?» А Игнат ответил: «То богомольцы хана и твои, пришли благословить тебя, а это несут божницу: так полагается по закону христианскому». Был же у Ахмыла болен сын. Владыка Прохор, освятив воду, дал тому пить и осенил его крестом. И исцелел Ахмылов сын. Ахмыл же, видя сына здоровым, сказал: «Благословен Бог Вышний, Который внушил мне мысль идти сюда. Праведен ты, господин епископ Прохор, так как молитва твоя воскресила сына моего. Благословен и ты, Игнат, ибо спас людей своих и сохранил город этот. Ханская кость, наше племя, если тебе будет здесь какая-нибудь обида, не поленись прийти к нам». Ахмыл принял дары у Игната, одарил владыку и клир тридцатью гривнами, поклонился Прохору и уехал восвояси (см.: Повести и сказания... С. 428-429).
[26] См.: Насонов А. Н. Указ. соч. С. 261.
[27] См.: Там же. С. 262.