Книжная суббота. Феофан Грек — зело хитрый философ
События
В изначалье русской философской традиции были иные примеры отождествления фигур философа и художника. Ярким примером этого может послужить творчество Феофана Грека.
Обратившись к первоисточникам, читаем: «Преславный мудрец, философ зело хитрый… книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец», – так характеризует Феофана Грека его современник монах Епифаний Премудрый[1]: «Поне же егда живях на Москве, иде же бяше тамо муж он живый, преславный мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописець изящный во иконописцех, иже многи различные множае четверодесято-численных церквей каменных своею подписал рукою, яже по градом, елико в Константине граде и в Халкидоне и в Галафе, и в Кафе, и в Велицем Новегороде, и в Нижнем»[2]. К этой рельефной характеристике Феофана возникает целый ряд вопросов. Характеристика «зело хитрого философа» в отношении иконописцев была исключительна (по крайней мере, определение «философ» к другим греческим стенописцам и иконописцам (Олисей Гречин (XII–XIII в.)[3], Исайя Гречин (работал в Новгороде впервой половине XIV в.)) не встречается). Отчего же Феофан Грек (1330-е – ок. 1415) был удостоен этой характеристики? Не оттого ли, что его работы несли столь недвусмысленное философское послание? Если так, то какое? А определение понятия «философ» определением «хитрый» не получил ли он в глазах Епифания Премудрого тем, что искусно прятал свою философию за образами, в расписываемых им церквях и иллюстрациях Евангелий? И, однако же, не прятал ли Феофан ее самым надежным способом, открыто предъявляя нам образы, подобно тому, как говорил Лао-Цзы: «все показать — значит все скрыть»?[4] Из содержания письма Епифания следует, что он весьма и весьма высоко оценивает творчество Феофана Грека, его образованность, его византийское происхождение, откуда были заимствована и церковь, и способы ее росписи на Руси. Но почему Епифаний не ограничился определением «мудрый»? И как все же отнестись нам к такому определению, исключительно как позитивной характеристике? Как трактовались взаимоотношение художника и философа в ту пору? Кого еще называли философом из тех, кто не писал философские труды? Да и каков был статус философа в ту пору на Руси? Ответив на эти вопросы, можно посмотреть на творчество Феофана Грека как на философское высказывание.
Ссылка на источник, разместивший полный текст
Ссылка на источник, разместивший полный текст