Созидание Афонских обителей (X-XII века)
События

Несмотря на то, что этот процесс начался на Святой Горе еще до преподобного Афанасия, историки связывают его с именем преподобно­го Афанасия Афонского и его последователей. Преподобный Афанасий сыграл определяю­щую роль в истории афонского монашества. Тип большого общежительного монастыря не был ранее характерен для Афона, и деятель­ность преподобного не всем пришлась по душе. Большие здания, дороги, башни - все это вы­зывало серьезные возражения и беспокойство. Конфликт и недопонимание вскоре удалось разрешить, результатом чего стало издание Первого Афонского Устава. По нему, Святая Гора признавалась независимой и самоуправ­ляемой. Все приходящие на Афон с желанием постричься в монашество должны искать себе руководителя, «дабы отнюдь не помещаться вне духовного приюта». В остальном суще­ствовала свобода выбора между отшельниче­ством, общежитием и скитской жизнью (кото­рые были признаны Уставом равноправными и одинаково допустимыми). Изменения, вно­симые в последующие шесть уставов Святой Горы, касались, главным образом, управленческих и экономических аспектов. Основные правила монашеской жизни остались прак­тически неизменными вплоть до настоящего времени.

Опираясь на помощь Пресвятой Богороди­цы, не раз поддержавшей его в трудную минуту, преподобный Афанасий заложил прочные ос­новы общежительного монашества на Афоне. Святого отличали не только большое благоче­стие и многие добродетели, но и выдающиеся организаторские способности. Великая Лавра стала образцовым монастырем, прототипом, по примеру, образу и подобию которого были основаны десятки общежительных обителей.

Множество народу со всех концов света сте­калось к преподобному Афанасию, стремясь получить у него духовное руководство.

В 60-х годах X века на Афоне появились первые грузинские монахи Иоанн и Евфимий Святогорец (Мтацминдели). Согласно их жи­тию, они пришли на Афон, где были благоже­лательно приняты преподобным Афанасием в Великой Лавре (около 965 года). Вскоре по­сле этого родственник Иоанна Ивира - Ио­анн Торникий - также прибыл на Афон; по­степенно вокруг них собралась небольшая община грузинских монахов, обосновавша­яся близ Великой Лавры. Торникий основал новый грузинский (Иверский) монастырь (979 980.), получивший значительные земель­ные владения.

Другие ученики преподобного основали на Святой Горе большое число обителей, число ко­торых с каждым годом все более умножалось. К началу XI века на Афоне было уже более 180 мо­настырей и скитов. Наступил период наивысше­го расцвета афонского монашества.

В XI веке засвидетельствовано существование крупной русской монашеской общины в мона­стыре Ксилургу, которой в 1169 году был пере­дан монастырь Фессалоникийца, известный с того времени как Русская обитель.

В XI веке Афон оказался в центре наметивше­гося в Византии движения за возрождение мона­шества. Для византийского общества все большее значение стали приобретать идеалы мистическо­го подвижничества, которые проповедовал пре­подобный Симеон Новый Богослов. Они нашли отклик как в деятельности многих подвижников, так и в окружении Константинопольских Патри­архов и даже при императорским дворе.

В 1045 году был составлен новый афонский устав из 15 статей - Типикон Константина Моно­маха. Он был призван не столько заменить собой Типикон Иоанна Цимисхия, сколько дополнить его положения в соответствии с изменившимися условиями. Монастырям предписывалось дер­жать лишь небольшие суда и торговать толь­ко тем, что производится в самих монастырях, было запрещено владеть скотом, запрещалось продавать заготовлявшийся на Афоне лес за его пределами. Подвергалась строгой регламента­ции покупка, продажа, наследование и распоря­жение землями. Монахам запрещалось покидать Святую Гору во время святой Четыредесятницы. Типикон Константина Мономаха был при­зван ограничить хозяйственную активность на Афоне.

В конце XI века приход к власти в Византии династии Комнинов, стремившейся к сближе­нию императорского трона и Церкви, привел к дальнейшему укреплению положения Афона и его места в византийском обществе.

В конце XII века святой Савва Сербский, сын великого жупана Сербии, основал сербский Хиландарский монастырь.

 

Афонские святые. Жизнеописание, некоторые поучения, чудесные и знаменательные случаи. - М., 2012.


Источник: stsl.ru/news

 

Другие публикации на портале:

Еще 9