Специалисты восстановили последний на северо-западе России деревянный храм
События

Пятиглавый храм святого Димитрия Солунского постройки конца XVIII, являющийся памятником федерального значения, расположен в самом центре деревни. На его восстановление ушло два года.

В здании заменили полы и перекрытия, полностью восстановили купола.

Автор проекта реставрации Марк Коляда рассказал телеканалу о совершенно новом методе восстановления гнилой древесины, который и применили в данном случае. В ходе работ пораженные грибком фрагменты бревен вырезали, а вместо них буквально вживили свежую древесину. Оригинальные же детали храма меняли на новые только в исключительных случаях.

Он добавил, что несколько лет назад храм был на грани разрушения: «Смертельные для стен грибок и влажность чуть не добили архитектурный шедевр. Каркас колокольни дал опасный крен. Пришлось срочно сушить стены, потолки, пока не грянули морозы. А маковки и вовсе собирали заново».

Отмечается, что мастеров для реставрации, которые сохранили секреты русского деревянного зодчества, искали по всей России. В итоге их нашли в Петрозаводске.

«Колоссальные сложности ― найти умельцев-плотников, которые смогли бы на том же уровне по дереву XVIII века построить, сделать его ремонт», ― сказал Марк Коляда.

Теперь, когда храм восстановлен, началось его внутреннее благоустройство. Житель Щелейки Александр Зайчиков, присматривающий за храмом, уже вбил гвозди под будущий иконостас.

«Я верующий человек, душа болела за судьбу нашего храма. Горько до глубины души, до слез обидно было смотреть, как он разрушается», ― сказал он «Культуре».

Дерево на новых куполах должно полностью потемнеть, благодаря чему будет достигнут невероятный визуальный эффект ― солнце, попадая на купола, заставит маковки играть тысячами оттенков чистого серебра.

Скоро в помещении храма появятся печи.


Главная достопримечательность села Щелейки

Храм Димитрия Солунского ― главная достопримечательность села Щелейки, расположенного на самом востоке Ленинградской области, невдалеке от берега Онежского озера, на дороге Петрозаводск ― Вознесенье.

Деревянный храм построен в 1780―1783 гг. на месте предыдущего, упоминаемого в 1628 г. Он относится к типу многоглавых обонежских храмов, какими являются памятники в Кижах. Представляет собой объемную вытянутую по продольной оси композицию, состоящую из колокольни типа «восьмерик на четверике», крыльца и моста, соединяющих колокольню с церковью. Четверик колокольни ― своеобразный вестибюль перед входом в церковь. Кровля четверика со всех сторон опоясывает основание восьмерика, подчеркивая ярусность колокольни.

Интерьер Димитровской церкви в�селе Щелейки

Фото: Шелковников Евгений / temples.ruВ плане храм представляет собой прямоугольник, разделенный на две части: меньшую по площади трапезную и большую ― собственно церковь.

В 1834 г. храм общили тесом. При обшивке переделали крыльцо, расширили окна, а в 1868 г. заменили железные кровли главок и сделали переход, соединяющий церковь с колокольней, что нарушило пропорциональность здания.

При реставрации 1972―1978 гг. сооружению вернули первоначальный облик.

Деревянное зодчество Руси

Деревянные бревенчатые храмы составляют оригинальную и самобытную часть культурного наследия России и не имеют в мире аналогов. На Русском Севере, в селах и деревнях Архангельской, Вологодской, Ленинградских областях и Карелии еще сохранились удивительные памятники деревянного зодчества, среди которых несколько сотен деревянных церквей и часовен конца XIX — начала ХХ века.

Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, согласно статистике, осталось около семисот: 356 церквей и 338 часовен в Архангельской и Вологодской областях и Карелии.

Сложная ситуация, сложившаяся в сфере реставрации памятников, законодательные, технологические, кадровые и иные проблемы ведут к неизбежным утратам деревянных построек, многие из которых расположены вне населенных пунктов, а некоторые вообще не учтены. Деревянные храмы, дома, часовни гибнут из-за гниения, ударов молний и пожаров.

В последние годы интерес к возрождению заброшенных северорусских храмов проявляют инициативные и волонтерские группы приезжих горожан.

Несколько лет назад были созданы волонтерские движения, которые проводят консервационные работы: убирают мусор, латают крыши, выходят на субботники с местными жителями, занимаются с детьми. За годы существования волонтерских проектов было проведено более ста консервационных работ, три храма и три часовни были полностью отреставрированы.


Подробности в источнике: rublev.com


Другие публикации на портале:

Еще 9