Его организовала Общественная палата (ОП) РФ, которая предложила внести дополнения в 54-й федеральный закон о музейном фонде и музеях России (1994 года), а также готовит проект нового закона об особом статусе музейных коллекций религиозного назначения.
Тема передачи Церкви принадлежавшей ей ранее собственности — храмовых и монастырских построек, святынь, хранящихся в музеях, в последнее время активно обсуждается общественностью, экспертным и религиозным сообществом. Толчком тому послужила встреча Святейшего Патриарха Кирилла с премьером Владимиром Путиным, а также передача Торопецкой иконы Божией Матери из Государственного Русского музея на временное хранение в подмосковный храм.
По словам члена ОП Елены Зелинской, процесс передачи ценностей Церкви уже начался и его не остановить, а, значит, необходимо упорядочить. По ее мнению, церковная собственность непременно должна быть передана в руки законного владельца. Для этого необходимо проработать регулирующую нормативную базу.
«Музейщики консервативны. Так есть, с этим ничего не поделаешь, и это хорошо», — констатировал директор Государственного музея истории религии Борис Аракчеев. По его мнению, передача ценностей Церкви должна проходить «без экстремистских мер», каждый отдельный экспонат требует детального рассмотрения и взвешенного решения. Он рассказал о печальном опыте, когда перемещенные предметы пропадали, но не ответил на вопрос о проценте утраты экспонатов, хранящихся в самом музее. «К сожалению, опись музейного имущества проводится до сих пор, и мы не можем говорить о том, сколько и чего было утрачено», — сказал он.
На встрече обсуждался имущественный конфликт между Александро-Невской лаврой и Государственным музеем городской скульптуры Санкт-Петербурга, который обозначился в недавнем письме верующих к президенту и председателю правительства России по поводу возвращения монастырю четырех храмов.
Высказав благодарность сотрудникам музеев, спасавшим церковные ценности в богоборческий период, заведующий отделом по связям с внецерковными организациями Александро-Невской лавры Сергей Шаров выразил мнение, что их сохраняли, рискуя жизнью, все-таки в большинстве верующие люди. И делали это для того, чтобы иконы и другие предметы вернулись туда, откуда были изъяты.
О том, что Церковь отдает себе отчет в необходимости сохранения своего наследия и создания для этого всех необходимых условий, говорил преподаватель СПбГУ и СПбДА, кандидат богословия диакон Владимир Василик. «Культура и религия — суть родные сестры и воевать не должны», — подчеркнул он.