Музей расположился в подземной части новоосвященного храма преподобного Сергия Радонежского.
Экспозиция музея посвящена основным этапам прославления Казанской иконы: обретению в 1579 году, роли образа в народной борьбе с интервентами в 1612 и 1812 гг., иным ключевым событиям отечественной истории.
В настоящее время сотрудники музея ведут переговоры с хранителями артефактов, связанных с историей образа, с целью их последующего экспонирования в музее. Планируется, что помимо туристов и паломников посещать музей будут учащиеся высших и средних образовательных учреждений Татарстана.
По словам митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, в музейном пространстве будет проводиться просветительская деятельность.
«Это ответ, как Церковь сохраняет, трудится и является просветителем в области нашей культуры, нашей веры и наших традиций. Очень важно, что этот музей будет в основном свидетельствовать о Казанской иконе Божией Матери, о ее шествии не только по России, но и по всему миру. И о судьбах людей — великих и малых, бедных и богатых, вельмож и обычных тружеников, имена которых неразрывно связаны с Казанским образом Богоматери», ― цитирует архиерея сайт митрополии.
В соседнем помещении располагается площадка для проведения духовно-просветительских мероприятий молодежного отдела Казанской епархии.
«Здесь, в этой подклети, на твердом фундаменте нашей культуры, нашей веры нашел приют молодежный центр. Здесь закладывается фундамент возрождения нашего православного сердца, обновления через молодое поколение», — сказал митрополит Феофан.
Храм преподобного Сергия Радонежского расположен в центре столицы Татарстана, неподалеку от казанского Кремля и места обретения Казанской иконы Божией Матери. В 2016 году в одном из его помещений открыли площадку православного молодежного клуба «Азбука».
О Казанской иконе Пресвятой Богородицы
В июне 1579 года в Казани прошел сильный пожар. После него десятилетней девочке Матрене во сне явилась Пресвятая Богородица. Пречистая велела девочке передать воеводе и правящему архиерею, чтобы они извлекли из земли под пепелищем Ее икону. Матрена рассказала о своем видении матери, но та не поверила.
Тогда девочке явилась икона, сверкающая, как пламя, после чего Матрена в испуге упала на землю и несколько часов пролежала в беспамятстве. После этого мать пошла с дочерью к воеводе и к архиепископу, однако те не стали их слушать. Женщина решила искать икону самостоятельно, но ни она, ни другие люди ничего не нашли. Тогда начала копать сама Матрена, и вскоре на глубине двух локтей (около метра) девочка обнаружила небольшую икону, завернутую в ткань.
Узнав о чуде, архиепископ поспешил на место обретения иконы. Ее перенесли в церковь Николы Тульского, а затем в Благовещенский собор Казанского кремля.
На месте чудесного обретения иконы построили Казанский Богородицкий монастырь. По молитвам перед иконой совершалось множество чудес.
Повесть о чудесном обретении Казанской иконы составил патриарх Гермоген, который в те времена был простым священником Гостинодворской церкви Казани Ермолаем.
Спасение Москвы от поляков по молитве перед Казанской иконой
В 1610 году Москва оказалась занята польскими войсками. Царский трон пустовал: царь Василий из рода Шуйских был низложен и насильно пострижен в монахи, а страной до избрания нового царя правили несколько знатных бояр. Поляки планировали помазать на царство сына польского короля и насадить в стране католическую веру. Они заключили под стражу патриарха Московского Ермогена, который потребовал от польского претендента на престол принять православие и вывести из страны польские войска. Находясь в заключении, отважный иерарх Русской церкви тайно рассылал послания с призывами к восстанию против поляков.
В 1611 году по благословению патриарха в Москву прибыло ополчение из города Казани. Войска несли с собой список (копию) чудотворной святыни, почитавшейся в городе — явленной (то есть чудесным образом обретенной) Казанской иконы Божией Матери.
В первые же месяцы пребывания в Москве этот список явленной иконы тоже прославился чудом: по молитве перед ней русскому войску удалось освободить от поляков Новодевичий монастырь. После этого икона тоже стала почитаться как чудотворная. Зимой 1611—1612 года икону отправили в Ярославль, а весной 1612 года ее взяли с собой в поход на Москву войска Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
Во второй раз в Москву икона прибыла вместе с ополчением Минина и Пожарского в конце лета 1612 года. Чудотворный образ помогал русскому воинству одерживать победу за победой. 22 октября 1612 года (4 ноября по новому стилю) ополченцы очистили от поляков Китай-город. Этот день празднуется как день освобождения России и вторая памятная дата Казанской иконы Божией Матери.
Казанская икона, в отличие от первообраза (Явленной иконы) названная Московской, осталась в Москве. Сначала она стояла в домовом храме князей Пожарских, в котором для нее построили отдельный придел (так называется боковая часть храма с отдельным алтарем). Поклониться святыне приезжал и царь новой династии Михаил Федорович Романов. Вскоре для иконы был построен отдельный храм, освященный в ее честь, сначала деревянный, а потом каменный — Казанский собор на Красной площади. В нем икона и находилась до 1918 года, когда ее похитили из храма. С тех пор местонахождение иконы неизвестно, однако и поныне существуют ее чтимые списки (копии).
Общегосударственное почитание иконы стали вводить в конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска (покровительницей которого считалась другая икона — «Одигитрия» (Путеводительница»)). В это время на средства князя Пожарского на Красной площади построили новый храм в честь иконы, куда перенесли с Лубянки ее московский список. После разрушения Казанского собора в 1936 году этот список перенесли в Богоявленский Елоховский собор.
В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года из Богородицкого монастыря икону похитили вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах. Обе иконы были украшены драгоценностями. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин, крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжег в печи, что было подтвердили следственные действия и суд присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не уничтожили, в частности, что на самом деле украли копию иконы, а также что икону В. Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
Многие списки (копии) Явленной Казанской иконы Пресвятой Богородицы почитаются как чудотворные. Самые известные из них ― московский и санкт-петербургский, местом хранения которого является Казанский собор на Невском проспекте.
Есть целый ряд чтимых списков иконы: Богородско-Уфимская (год обретения 1621) Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII век), Вышенская (1812) и другие.
Казанской иконе посвящены сотни храмов и монастырей, разбросанных по бывшим провинциям Российской империи. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовой короной. К XIX веку Казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская.
Источник: rublev.com