Изучение университетской идентичности начинается со второй половины ХХ века на волне растущего интереса исследователей к устройству человеческих сообществ: империй, государств-наций, корпораций, союзов и других. Как складывается самосознание студентов, профессоров и университетской администрации, вокруг каких символов и традиций консолидируются эти группы, как университеты определяют себя в образовательной системе и культурном пространстве своих стран, каким образом выстраивают свои отношения с местными властями и жителями городов, с которыми они вынуждены постоянно контактировать, в чем заключается специфика академической культуры памяти — все эти вопросы необходимо прорабатывать, если мы хотим понимать механизмы работы высшего образования и принимать эффективные меры по их улучшению. За последние десять лет историки из США, Европы и России проделали неплохую работу в данном направлении.
1
Жуковская Т. Н. Университеты и университетские традиции в России: курс лекций. Петрозаводск: ПетрГУ, 2011
Знакомство с историей университетской идентичности лучше всего начать с курса лекций Т. Н. Жуковской. Его без труда можно найти в Сети, он написан легким и доступным языком без тяжеловесных научных нагромождений, а главное, в нем кратко и по делу изложены все узловые моменты внутренней жизни европейских и российских университетов со Средневековья до Нового времени. Освоив этот курс, вы узнаете, как трансформировались европейские университеты с XII по XIX век, как был открыт первый российский университет и какую роль в дореволюционной России играли европейские, прежде всего немецкие, стандарты преподавания и обучения, что такое университетский патриотизм и многое другое. Отдельное внимание стоит уделить малоизученной сегодня теме университетских праздников, в ходе которых создаются и сохраняются традиции академического мира.
2
Ash M. G. (ed.) German Universities Past and Future: Crisis or Renewal? Providence, Oxford: Berghahn Books, 1997
Данный сборник будет интересен всем, кто хочет познакомиться с современным взглядом на идентичность германских университетов в XIX–ХХ веках, отодвинув привычные штампы. Митчелл Эш, автор понятия «гумбольдтовский миф», и звездный состав историков из Германии и США — Рюдигер фом Брух, Конрад Ярауш, Джон Коннелли, Петер Лундгрен и другие — утверждают, что привычные взгляды на «классический университет», якобы базирующийся на идеалах Вильгельма фон Гумбольдта и воплощенный в основанном им Берлинском университете, сильно устарели. Во-первых, Гумбольдт не был единственным основателем Берлинского университета, эта идея обсуждалась и начала реализовываться задолго до него, а сам он регулировал только техническую и финансовую стороны процесса. Во-вторых, образовательные и научные идеалы, приписываемые Гумбольдту, уже были известны раньше, а в XIX веке с именем Гумбольдта их никто не связывал — его часто цитируемая заметка о высших научных учреждениях в Берлине была опубликована только в 1903 году. В-третьих, кто бы ни сформулировал эти идеалы, они все равно были далеки от реальной картины преподавания и обучения, являясь не практическим руководством для часто проводимых реформ, а только их формальным прикрытием. Подобная ревизия «гумбольдтовской модели» привела к десакрализации истории университетов и помогла сделать ее более реалистичной.
3
Вишленкова Е. А., Галиуллина Р. Х., Ильина К. А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012
На основе широкого круга свидетельств, извлеченных из архивов Московского, Казанского, Харьковского университетов и архива Министерства народного просвещения, авторы этой книги рассказывают о трудных опытах организации академической жизни и складывания профессиональной солидарности в университетах Российской империи XIX века, о чем мы не можем судить по другим видам источников. Такое знание сильно отличается от популярных представлений о легко управляемом сообществе ученых. Сопоставление четырех архивов позволило авторам описать общие проблемы университетских людей так, как они виделись именно этими людьми, а не чиновниками министерства. Взгляд изнутри дал возможность рассмотреть ситуации выборов, в которых формировались амбивалентные лояльности студентов и профессоров. Примерно половину книги занимают опубликованные архивные документы, подтверждающие наблюдения исследователей.
4
Dhondt P. (ed.) University Jubilees and University History Writing: a Challenging Relationship. Leiden, Boston: Brill Academic Publishers, 2015
Как связано историописание и юбилейное торжество? Для историков высшего образования этот вопрос можно без преувеличения назвать ключевым, ведь до середины ХХ века университеты вспоминали о своем прошлом, как правило, только по случаю круглых дат, становившихся поводом для написания многотомных историй, в которых могли отражаться идеологические установки государства или университетской администрации. Сборник статей под редакцией голландского историка Питера Дондта — единственная на сегодняшний день книга, посвященная роли юбилеев в развитии историографии высшей школы. На примере чешских, немецких, румынских и скандинавских университетов авторы сборника рассказывают, с какими трудностями сталкивались организаторы юбилеев при составлении и издании исторических сочинений и какое влияние эти сочинения оказывали на самосознание студентов и профессоров.
5
Anderson R.D. British Universities Past and Present. London, New York: Bloomsbury 3PL, 2006
Развенчание мифа о «классическом университете» привело к отказу от многих привычных взглядов и заставило усомниться в том, что все европейские университеты развивались по образцу германских. Каждая национальная система высшего образования имеет свои уникальные особенности. Изучением этих особенностей и занимается шотландский историк Роберт Андерсон, пытаясь понять, как за последние три столетия изменилось самовосприятие университетов Соединенного Королевства. В своей сравнительно небольшой книге он связывает поворотные моменты в развитии британского образования с событиями национальной и локальной истории, показывая, как секуляризация повседневной жизни, войны, революции, распад колониальной системы, развитие капитализма и взлет науки привели к появлению британского университета современного типа.
Источник: postnauka.ru