Ризница и ризничие: прошлое и настоящее исследование по фонду Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
События

В некоторых, в основном московских и подмосковных храмах, появляются настоящие ризничие, которые специально занимаются хранением икон, их научным описанием, публикациями на уровне приходского печатного органа. Иногда на основании ризницы организуются приходские музеи. Современное собрание ризницы-музея Николо-Угрешского монастыря частично восстановлено из памятников, собранных по различным музеям. О первоначальном составе ризницы этой обители свидетельствуют описи разного времени, начиная с 1763 г., хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов. Вообще, в подобные музейные экспозиции могут входить: фотографии, рассказывающие об истории храма, копии документов, хранящихся в архивах, иконы, изразцы. Иногда в наших церквях встречаются иконы из иконостасов разрушенных церквей, хромолитографии, в том числе последней царской семьи или прп. Серафима Саровского; деревянные киоты, большие поклонные кресты. В некоторых храмах сохраняются части облачения новомучеников, служивших в данном приходе. Такие музеи подчас бывают соединены с экспозицией народного быта. И за всем этим «надзирают» ризничие. Но в большинстве случаев современная ризница всё же воспринимается очень просто, а именно как хранилище самых необходимых для богослужения вещей. 

До революции у церковной ризницы сложились определенные традиции. О некоторых из них мы можем узнать по фонду Троице-Сергиевой лавры РГАДА. Документы фонда раскрывают весь спектр обязанностей ризничего. Ризница Лавры прп. Сергия была выдающейся: очень большой и на особом положении, поскольку с определенного времени была тесно связана с Высокопреосвященными настоятелями Лавры. Лаврские ризничие каждые пять лет обязаны были рапортовать в Синод о состоянии вещей в ризнице и ежегодно отчитываться о том же перед Преосвященным. Митрополит Платон (Левшин), при котором ризница получила и особые обширные благоустроенные помещения, иногда сам разбирал это хранилище. 

Нижним уровнем функционирования ризницы и ризничего в те времена являлась закупка ладана и красного «церковного вина», свечей. Отчеты об этом — один из «типовых» видов документов, встречающихся в описях каждого года. В палатке под ризницей хранились воск для свечей, масло и «соборные молебные образа под смотрением ризничаго». 

Для работы в ризнице были необходимы знания и навыки, многие из которых кажутся несложными. Но при этом требовалась опытность, чтобы охватить все дела ризницы. Ветхие вещи списывались, но зачастую их как-то использовали после списания: архиерейские ризы перешивались в стихари, из одних металлических изделий делались другие, причем в отчетных документах подробно описывались и те предметы, которые должны были пойти на переплавку. Конечно, должность ризничего требовала и принятия им разных ответственных решений. Например, перед приездом в лавру императора Павла Петровича ризничий Игнатий, выдав нужное количество золота и серебра иконописцам, велел им позолотить определенные образа. 

Иконы — особая забота отца ризничего. Иконы с окладами, кресты, иконы-мощевики, хранящиеся в храмах монастыря, — в его же ведении. Сохранился документ об отпуске ризничему иеромонаху Филимону иконных досок, из хранящихся в трапезной церкви, «с коих оклады сняты, для написания икон живописною работою живописцу Исидору Ленкову во благословение знатным богомольцам». В «церкви Одигитрии Богородицы» (видимо, Смоленской) отломившийся фрагмент оклада («короны») на почитаемой иконе был «припаян оловом с укреплением серебреною проволокою». 

В ризнице также хранились книги, которые время от времени рассматривали на предмет ветхости, причем составлялся соответствующий акт. Тут же могли содержаться денежные суммы — вероятно, это были вклады жертвователей на украшение икон ризами и прочее. Дополнительным занятием ризничего было описание имущества покойных монахов. Встречаются в источниках и совершенно особые случаи. Так, в 1812 г. ввиду приближения неприятельской армии французов ризничные вещи были отправлены в Калязин. Когда митрополита Платона (Левшина) наградили орденом святого Владимира, он отдал его на хранение в ту же ризницу. 

Ризничий входил в собор старцев лавры. Иеромонах Никанор, ставший ризничим, был назначен в «учрежденный» собор в 1782 г. вместо предыдущего ризничего иеромонаха Филимона. Сам же отец Филимон стал духовником. Таким образом, в монастырском управлении ризничий был не последним лицом. При его участии принимались важные решения. Включение ризничего в монастырский собор старцев имело практические соображения. Во-первых, он участвовал в решениях, непосредственно касающихся ризницы или церковных святынь, находящихся в храмах. Так, в 1769 г. в соборе старцев принималось решение считать ризу иконы Успения не золотой, а позолоченной. Компетентность ризничего во многих вопросах очень ценилась. Есть и другие документы, косвенно подтверждающие ответственность должности ризничего. 

В 1884 г. один из ризничих был поставлен временно управлять лаврой — следовательно, он имел уже определенные управленческие навыки и был в курсе многих дел, происходящих в жизни монастыря. 

В ризнице велась строгая документация. Сами ризничные книги время от времени переписывались. Митрополит Платон (Левшин) под расписку брал из монастырской ризницы золотые «вещи» для изготовления золотых сосудов. Известно, что, например, в 1794 г. ризничему выдавались документы о вкладах. В ризнице хранилось много разнообразных ценных предметов, приходивших в лавру как от Преосвященного, так и от жертвователей. 

Таким образом, ризничий занимал место с вполне определенными обязанностями, не размываемое подвижностью монастырской приходской жизни. Он был и хозяйственником, как иногда видят его роль и сейчас, и хранителем, и созидателем ризницы. В конце XIX столетия в ризницу Троице-Сергиевой лавры стали поступать запросы о снятии акварелей для Императорской археологической комиссии, допускались фотографы для запечатления древностей лаврской ризницы. Нужно думать, что вместе с новой эпохой росло значение должности ризничего, изменялись и росли навыки его работы. 

Ризничие наших современных храмов имеют столь же большой объем работы. В частности, в наше время у лаврской ризницы сложилась налаженная традиция учета и хранения книг, икон и богослужебной утвари. Свято-Тихоновский университет много лет готовит искусствоведов, которые могли бы работать ризничими — в первую очередь, с иконописным собранием, которое, по сути, является самой внушительной и значимой частью церковного имущества. 

Хранение приходских церквей может включать в себя и иконы, и то, что на языке ризничих, да и музейных работников называется фондом «металл». Это кресты, оклады икон, кадила и пр. Фонд шитья включает шитые хоругви, ризы, подвесные пелены под иконы и оклады. Описание проводится в инвентарной книге. Для икон определяются иконография, размеры икон, датировка, дается описание сохранности. Кроме того, составляются акты поступления новых предметов церковной старины. Церковный учет, сопровождаемый фотофиксацией, поможет в поиске предметов в случае их похищения. 

Помимо ценных в антикварном смысле вещей, в иконных собраниях нынешних храмов обычно встречаются литографии конца XIX — начала XX вв., а также паломнические иконы, чаще всего печатные. Эти бумажные образки, несмотря на свою простоту, наглядно рассказывают о современной жизни прихода: на них указано, откуда они привезены и по какому случаю напечатаны. Среди них могут быть образа, привезенные с торжеств в Троице-Сергиевой лавре или из более далеких паломнических поездок, например, из Белгорода — образ свт. Иоасафа, напечатанный по случаю 100-летия его прославления. Ценность подобных святынь подтверждается памятными надписями на обороте. Итак, представляя, как правило, небольшую материальную ценность, эти иконы являются частью истории прихода. 

Наверное, в любой церкви есть предметы, требующие реставрации. Иконы находятся под темным слоем олифы, хрупкие части окладов имеют повреждения от неправильного хранения в годы забвения. Профессиональный ризничий вместе с реставратором и старостой решают вопрос о целесообразности реставрации, согласовываясь с бюджетом храма. Реставрация должна быть профессиональной, и в любом случае приходскую ризницу следует нацелить не только на учет, но и на дальнейшее сохранение церковного имущества. Сотрудники ризницы и в XVIII столетии следили за правильным функционированием помещения, в котором хранится церковная утварь: вовремя чинили крышу, чтобы не протекала, избавлялись от грызунов и прочих вредителей. Сейчас требования к ризничему справедливо повышаются: в первую очередь, ему необходимо следить за соблюдением стабильного температурно-влажностного режима в церковных помещениях, что включает заботу об отоплении, своевременный сезонный переход для богослужения (из летних храмов — в зимние, и наоборот) и многое другое. Кроме того, нужно иметь соответствующие знания, чтобы правильно определять художественную ценность и возраст предметов старины. Одним словом, должна быть научная организация и учета, и хранения. 

В наше время церковному приходу требуются хорошо обученные специалисты. Ведь работа ризничего не ограничивается только составлением инвентарных книг. Необходимо сохранение церковного наследия, а это и кропотливый повседневный труд. Поэтому на приходе желательно иметь специально подготовленного человека, по возможности даже штатного. 

Ж. Курбатова, РГАДА
 


Другие публикации на портале:

Еще 9