Тексты в камне: Археология Ближнего Востока в свете письменных источников
События
Данный курс состоит из 10 лекций, которые пройдут по четвергам с 19-00 до 20-30 по московскому времени, начиная с 8 февраля. Чтобы прослушать курс, необходимо заполнить анкету.
Археология - это сильнейший инструмент для изучения и понимания нашего прошлого. Однако, как бы не были красноречивы руины строений, керамическая посуда или химический анализ органичеcких остатков, выводы, которые мы делаем, анализируя их, остаются догадками, пусть и гениальными, без написанного слова. С другой стороны, само по себе слово нужно воспринимать осторожно. Люди любят приукрашивать свои поступки и совсем по-иному описывать чужие. Разные авторы могут описать событие так, что с трудом можно понять, что они описывают одно и то же событие. Поэтому материальная культура и литературные источники обогащают и дополняют друг друга, превращая мутную черно-белую картинку в яркий и живой образ прошлого, одновременно позволяя получить наиболее объективную картину событий.
Во время этого курса лекций мы окунемся в прошлое Израиля, исследуя археологические данные в свете доступных нам письменных источников. При этом письменные источники могут быть самыми разнообразными: это могут быть административные документы, монументальные надписи, политическая переписка и библейский текст, надписи на монетах и граффити паломников, а также многое другое. Мы начнем с глубокого прошлого, с первых попыток отслеживать излишки продукции, которая хранилась на складах, и как эти попытки превратились со временем в полноценное письмо, и как стремление всегда быть в курсе того, сколько бочек с маслом стоят у тебя на складе, привело наше общество к обpазованию настоящих государств, суть которых не изменилась со времен появления первых городов. Затем мы проследим за тем, как развитие письменности меняло реалии нaших мест, которые со временем начали сильно отставать от центров цивилизации в Египте и Месопотамии. Мы будем свидетелями сaмых потрясающих интриг, которые плели цари ханаанских Гезера, Лахиша и Иерусалима друг против друга, в то время как простые рудокопы в Cинае изобрели алфавит, чтобы общаться с себе подобными. Мы увидим, как алфавит постепенно заменял сложную иероглифическую систему письма и как на этом фоне появлялись новые культуры и совершенно не понятный окружающим народ – израильтяне.
Далее мы увидим, как материальная культура Иудеи и Израиля отображается в библейском и других текстах: в остраконах, начиная от древнейших известных надписей из Хирбет Каяфа, написанных на иврите, и до долговых расписок, написанных "на реках Вавилонских".
Темы лекций:
1. Предисловие и преистория: как археологические данные и письменные источники дополняют друг друга. Появление письма на Ближнем Востоке.
2. Первые письменные источники в нашем регионе: магические тексты из Египта, клинописные тексты, найденные в Израиле, и другие.
3. Ханаанская культура в свете писем из Эль Амарны.
4. Кто изобрел алфавит? Появление алфавитного письма в Ханаане, от Синая до Угарита.
5. География страны Израиля, отраженная в библейском тексте и других письменных источниках.
6.Филистимляне – кто они? Народы моря в библейском тексте, надписях и археологических свидетельствах.
7. Развитие письменности и администрации в Иудее и Израиле в период первого храма.
8. Письма из Лахиша и Арада.
9. Иерусалим в иконографии, текстах и археологических свидетельствах в период первого храма.
10. До и после разрушения Храма. Израильтяне в изгнании и после него. Итоги курса.
О преподавателе: Михаил Фрейкман в 2014 защитил докторскую диссертации по археологии («Феномен мегалитизма на Ближнем Востоке») в Еврейском Университете в Иерусалиме, участвовал в экспедициях в Шаар Хаголан, Тель Цаф и Хирбет Каяфа, руководил спасательными раскопками в Эштаоле, руководил исследовательской экспедицией на мегалитическом комплексе Руджум эль Хири. В данное время проводит исследовательские раскопки недалеко от Иерусалима в Гив`ат Зеев. Основные эпохи исследований: неолит, хальколит, железный век. Основные области исследований: культ, шаманизм и измененное состояние сознания, развитие администрации в ранние периоды.
Источник: sefer.ru
Источник: sefer.ru