Лана Раванди-Фадаи: "Персидской зимы" не будет
События
Спусковым крючком мог послужить рост налога на выезд из страны. Если прежде иранцы платили 75 тыс туманов ($21) за первый выезд из страны в год, то теперь налог увеличен более чем вдвое – до 155 тыс туманов ($43,5). Второе путешествие обойдется уже в 255 тыс туманов ($71,5), а третье – в 355 тыс туманов ($99,5). Эта явная попытка решить проблемы бюджета за счет граждан наложилась на более крупный фактор недовольства – слабая господдержка иранцев, попавших в разрушительное землетрясение прошлой осенью при сохранении финансовой помощи Сирии и Ливану.
Кроме того, в Иране действительно выросли цены на важнейшие товары, прежде всего, на бензин с 900 туманов ($0,25) до 1500 туманов за литр ($0,42), что спровоцировало подорожание продуктов питания.
Возможные источники протестов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" проанализировала старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения РАН Лана Раванди-Фадаи.
Эксперт обратила внимание, что у протестов есть сразу несколько разнородных причин, как внутренних, так и внешних. "Многие в стране считают, что демонстрации в первую очередь связаны с безработицей и тяжелым положением в Иране. Внесли свою лепту и каникулы студентов – той социальной группы, которая всегда являлась самой организованной силой для протестов. Есть и другие, которые говорят о западном следе и спланированности беспорядков из США. Тут нужно отметить, что все это имеет место – и безработица, и крайне низкий уровень жизни иранцев, и студенческий фактор, и западное влияние", - сказала она, добавив, что у студентов близко сессия и второй семестр, поэтому молодежный фактор скоро сойдет на нет.
Данный фактор является наиболее слабым в беспорядках. "Раз в год я езжу в Иран преподавать, соответственно, я знаю иранских студентов. Когда я в эти дни интересовалась у них, будут ли они поддерживать демонстрацию с возможными долговременными последствиями (поскольку мне нужно было понять, по каким причинам недовольные ситуацией люди не идут на активные действия), многие ответили мне, что не хотят революций. "Мы устали от скорых решений и видим, что революция ни к чему хорошему не привела, мы не хотим еще одной революции" - такое я очень часто слышу от молодых иранцев", - поведала старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения РАН.
Лана Раванди-Фадаи пояснила, откуда в Иране существует влияние западных сил. "Я не удивлюсь, если вариант подрывной деятельности особых иностранных спецслужб окажется истинным. Дело в том, что у многих иранцев, едва ли не у половины из них, есть родственники в США и Европе. Многие из этих родственников получают образование в Штатах и потом возвращаются в Иран. Какую-либо промывку мозгов и в целом влияние Запада на людей, которые там живут и возвращаются в республику, исключать нельзя, хотя и было бы преувеличением сказать, что это только Вашингтон всех организовал и поднял на протесты. Обращает на себя внимание тот факт, что протесты обращены одновременно против Али Хаменеи (консервативного духовного лидера) и Хасана Рухани (президента-реформатора) – он скорее указывает на работу американских агентов", - заметила она.
По словам востоковеда, приковывает внимание аналитика тот факт, что ключевые демонстрации, давшие старт всем беспорядкам, произошли в Мешхеде. "Хотя первая акция состоялась в Исфахане, можно говорить, что волна протестов пошла именно из Мешхеда, и это заставляет задуматься. Именно в Мешхеде живет проигравший последние президентские выборы кандидат от консерваторов Эбрагим Раиси, один из претендентов на место рахбара после Али Хаменеи. Пятничный имам Мешхеда – его родственник. Победа Трампа в США усилила позиции консерваторов и КСИР, и в Мешхеде зазвучал лозунг против СВПД, который реформаторы во главе с Хасаном Рухани позиционируют как ключевое достижение их внешней политики. Нельзя списывать со счетов это оппозиционное происхождение протестов, хотя ярко выраженной оппозиции в Иране и нет", - пояснила эксперт.
Иранские источники подтверждают, что прежде всего демонстрации разгорелись в Мешхеде и других религиозных городах республики – Исфахан, Ахваз, Керманшах. Люди, вышедшие на улицы Мешхеда, первоначально устроили акцию протеста против резкого роста цен на продукты, но к ним присоединились противники реформаторов, которые провозгласили политические лозунги против правительства и Хасана Рухани, при этом была выражена поддержка Эбрагиму Раиси.
Существенно, что сами же иранцы, с которыми успела побеседовать Лана Равани-Фадаи, заверили ее, что ждут скорого прекращения волнений. "То, что происходит в Иране, показывает, что не все так уж спокойно в стране, и я не могу согласиться с той позицией, что дальше все будет хорошо. К текущим событиям следует относиться со всей серьезностью, ведь эти трещины в иранском обществе могут привести к началу расшатывания чего-то более фундаментального, включая новые негативные процессы в регионе в целом. При этом большинство иранцев, с которыми я говорила в эти дни, уверены: скоро все успокоится, демонстрации иссякнут и все будет нормально. На мой взгляд, их ожидания дают основания думать, что "персидской зимы" в Иране все же не будет. Вполне возможны перемены в стране, но их стоит ожидать только со сменой лидера, если с Али Хаменеи, не дай Бог, что-то случится", - заключила она.
Источник: vestikavkaza.ru
Источник: vestikavkaza.ru