Книжная суббота. Символические образы. Очерки по искусству Возрождения
События
Книга рассчитана на тех, кто интересуется искусством итальянского Возрождения и его гуманистической философией.
Шестаков В.П. Искусство как интерес всей жизни 10
Предисловие к 1-му изданию 21
Цели и границы иконологии 24
Ускользающий смысл 24
Иконография и иконология 31
Теория приличий 33
Философия символизма 46
Словарь вводит в заблуждение 48
Уровни смысла? 50
Психоаналитический подход 52
Коды и аллюзии 54
Жанры 56
Товия и ангел 60
Мифологии Боттичелли: исследования неоплатонического символизма у боттичелли и его окружения 68
Постскриптум вместо предисловия 68
Вместо введения 73
«Весна» 75
Прошлые интерпретации 75
Исторический подход: письмо Фичино патрону Боттичелли 78
Описание Венеры у Апулея 86
Ошибочное прочтение? 90
Описание и символика у Апулея 94
Грации и проблемы экзегезы 98
Типологический подход 107
Платоновская Академия и живопись Боттичелли 111
Фичино и патрон Боттичелли 111
«Марс и Венера» 116
«Паллада и кентавр» 120
«Рождение Венеры» 123
«Фрески виллы Лемми» 127
Фичино и искусство 129
Приложение: Три неопубликованных письма Лоренцо ди Пьерфранческо кМедичи 132
Интерпретация «Парнаса» Мантеньи 136
Рафаэлевские фрески Станцы делла Сеньятура и природа их символизма 140
Гипнеротомахиана 184
Браманте и «Гипнеротомахия Полифила» 184
Сад Бельведера как роща Венеры 189
Джулио Романо и Себастьяно дель Пьомбо 197
Сала деи Венти Палаццо дель Тэ 198
Сюжет пуссеновского «Ориона» 220
Icones Simbolicae: философия символизма и ее влияние на живопись 226
Введение 226
I. Персонификация идей 232
II. Дидактическая традиция 240
Сообщество понятий 240
Атрибуты 248
Описание и определение в средневековом искусстве 251
Puna и аристотелевская традиция 263
III. Неоплатонизм: Джарда и его предшественники 272
Платоническая картина мира 274
Христианское толкование 276
Дионисий Ареопагит 279
Два способа 280
Аналогический символизм 281
Мистический образ 287
IV. Слияние традиций 295
Философия импресы 295
Функция метафоры 302
Парадокс и выход за пределы языка 306
V. Значение и магия 308
Власть символа 310
Действие и подлинность 315
Духи и предзнаменования 317
Искусство и вера 321
VI. Наследие 322
От Джарды до Галилея 322
Век Разума 326
Аллегория versus символ 329
Возрождение неоплатонизма от Крейцера до Юнга 333
Примечания 339
ЦВЕТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ 410
Ссылка на источник, разместивший текст книги
Шестаков В.П. Искусство как интерес всей жизни 10
Предисловие к 1-му изданию 21
Цели и границы иконологии 24
Ускользающий смысл 24
Иконография и иконология 31
Теория приличий 33
Философия символизма 46
Словарь вводит в заблуждение 48
Уровни смысла? 50
Психоаналитический подход 52
Коды и аллюзии 54
Жанры 56
Товия и ангел 60
Мифологии Боттичелли: исследования неоплатонического символизма у боттичелли и его окружения 68
Постскриптум вместо предисловия 68
Вместо введения 73
«Весна» 75
Прошлые интерпретации 75
Исторический подход: письмо Фичино патрону Боттичелли 78
Описание Венеры у Апулея 86
Ошибочное прочтение? 90
Описание и символика у Апулея 94
Грации и проблемы экзегезы 98
Типологический подход 107
Платоновская Академия и живопись Боттичелли 111
Фичино и патрон Боттичелли 111
«Марс и Венера» 116
«Паллада и кентавр» 120
«Рождение Венеры» 123
«Фрески виллы Лемми» 127
Фичино и искусство 129
Приложение: Три неопубликованных письма Лоренцо ди Пьерфранческо кМедичи 132
Интерпретация «Парнаса» Мантеньи 136
Рафаэлевские фрески Станцы делла Сеньятура и природа их символизма 140
Гипнеротомахиана 184
Браманте и «Гипнеротомахия Полифила» 184
Сад Бельведера как роща Венеры 189
Джулио Романо и Себастьяно дель Пьомбо 197
Сала деи Венти Палаццо дель Тэ 198
Сюжет пуссеновского «Ориона» 220
Icones Simbolicae: философия символизма и ее влияние на живопись 226
Введение 226
I. Персонификация идей 232
II. Дидактическая традиция 240
Сообщество понятий 240
Атрибуты 248
Описание и определение в средневековом искусстве 251
Puna и аристотелевская традиция 263
III. Неоплатонизм: Джарда и его предшественники 272
Платоническая картина мира 274
Христианское толкование 276
Дионисий Ареопагит 279
Два способа 280
Аналогический символизм 281
Мистический образ 287
IV. Слияние традиций 295
Философия импресы 295
Функция метафоры 302
Парадокс и выход за пределы языка 306
V. Значение и магия 308
Власть символа 310
Действие и подлинность 315
Духи и предзнаменования 317
Искусство и вера 321
VI. Наследие 322
От Джарды до Галилея 322
Век Разума 326
Аллегория versus символ 329
Возрождение неоплатонизма от Крейцера до Юнга 333
Примечания 339
ЦВЕТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ 410
Ссылка на источник, разместивший текст книги