Смысловые противоречия в Библии: если библейское учение исходит от Бога, как оно может так заметно меняться?
События

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.


Иногда люди говорят о том, что Библия содержит противоречия на уровне смысла — в одних местах она учит одному, в других — другому. Так ли это? Попробуем разобраться.

Такие почитаемые библейские персонажи как Авраам, Давид и Соломон имели множество жен — а Новый Завет говорит о моногамном браке. Если учение Библии исходит от Бога, то как оно может так заметно меняться?

Следует различать учение Библии и описание поведения тех или иных людей, которое мы можем в Библии найти. Если Библия сообщает нам о том, что те или иные лица были многоженцами, это не значит, что Библия учит многоженству.

Библия — это не сборник рассказов об идеальных поступках, которые совершают идеальные люди в идеальных обстоятельствах. Она описывает историю спасения. Бог приходит спасать не каких-то идеальных, сферических людей в вакууме, а людей реальных, которые являются грешниками, и принадлежат к культурам с глубоко укорененными греховными обычаями.

Герои веры, особенно герои веры Ветхого Завета — это не идеальные люди (идеальных людей вообще не бывает), это реальные люди в реальном окружении.

Далеко не все их поступки угодны Богу и далеко не все их обычаи достойны подражания.

В ту эпоху многоженство было нормой для могущественного лидера или правителя, браки были важным инструментом дипломатии и обеспечения международных союзов. Таким образом, Библия не учит, что полигамия — это хорошо и допустимо; она просто показывает, что такой обычай существовал.

Со временем Бог через пророков помогает осознать Своему народу, что Его замысел о браке — это нерасторжимый союз одного мужчины и одной женщины. В Новом Завете эта истина окончательно утверждается — хотя увы, и в наши дни этот идеал часто нарушается.

Библия оправдывала рабство (например, апостол Павел заповедует рабам быть покорными), теперь все — включая христиан — находят рабство аморальным. Разве это не показывает, что христианское моральное учение менялось?

Апостол не оправдывал рабство (как и не боролся за его уничтожение), он просто исходил из его существования как неизбежной, и в его эпоху, и долгое время спустя, социальной реальности. Точно также в наше время существует, например, резкое социальное неравенство, и его невозможно взять и отменить словом проповеди. Апостол наставляет людей поступать по-христиански в тех условиях, в которых они находятся — рабы должны быть честными и добросовестными, хозяева — человеколюбивыми.

Социальное положение как таковое — родился человек рабом или, напротив, унаследовал поместье с рабами — не делает его ни спасенным, ни погибшим, важна вера и хранение заповедей. Точно также как в наши дни, является ли человек владельцем торговой сети или разнорабочим, который трудится в одном из магазинов — это вопрос безразличный для спасения. Важно, как человек поступает на том месте, где он оказался.

Однако нельзя не отметить, что именно христианский взгляд на каждого человека, как на созданного по образу Божию и искупленного Честной Кровию Христовой, более всего способствовал преодолению рабства. И единственной цивилизацией, которая добровольно отменила рабство, оказалась христианская цивилизация.

Библия говорит: «Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх 22:18-20). Если слово Божие предписывает убивать скотоложников, колдуний и язычников, почему христиане этого не делают?

Потому что нам не дано такого повеления. Далеко не все повеления, которые можно найти в Ветхом Завете, относятся к нам, новозаветной Церкви. Установления Ветхого Завета можно разделить на три типа — обрядовые, юридические и нравственные.

Ветхозаветная обрядовость предизображала грядущую Жертву Христа, и, после того, как эта жертва была принесена, необходимость в обрядовости отпала.

Юридические – относятся к законодательству древнего Израиля, и, поскольку мы не является подданными этого государства, не могут относиться к нам — хотя даже если бы были древними евреями, суд и наказание преступников были бы делом судей, а не рядовых членов общества. Если в наши дни УК говорит «наркоторговца заключай в тюрьму», это не повеление всем нам — это инструкция сотрудникам правоохранительных органов.

Нравственные повеления сохраняют значение и для нас.

Апостол Павел пишет, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим 3:28), а апостол Иаков, «что человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак 2:24). Разве это не противоречие в библейском учении?

Нет, оба апостола излагают одно и то же учение о спасении, просто они оспаривают две разные ошибки. Святой Павел возражает тем, кто думает обрести оправдание личными усилиями, «делами закона», заслужить, заработать вход в рай. Он подчеркивает, что это невозможно и что наше единственное спасение — Христос, который умер за наши грехи и воскрес из мертвых, а мы обретаем Его дар верой. Святой Иаков спорит с другими людьми, которые полагают, что спастись можно не верой, а пустой претензией на веру — теоретическим согласием с истиной Евангелия, которое ничего не меняет в их реальном поведении. Иаков указывает, что в этом смысле веруют и бесы, что ничуть их не спасает.

Подлинная вера проявляется в послушании Богу и хранении Его заповедей, как пишет и апостол Павел: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим 13:9,10).

Худиев Сергей

Источник: spbda.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9