История еврейской мысли в Средние века
События

Мировосприятие, связанное с зародившейся в древней Греции философией, кардинально отличается от монотеистического мировосприятия, коренящегося в иудейской традиции. Противоречивостью этих двух подходов определяется развитие средневековой мысли в целом и еврейской мысли, в частности. Еврейская культура встретилась с философией позднее, чем христианство и ислам, но эта встреча была не менее интенсивной и плодотворной. В рамках данного курса мы рассмотрим основные этапы развития еврейской философии Средневековья, проанализируем генезис различных направлений и поговорим о ключевых фигурах еврейской мысли этого периода.
 
для курса 3.jpg
 
Содержание курса:
1. Афины и Иерусалим: зарождение еврейский философии
- Религия откровения и философская традиция. Проблема откровения и разума. 
- Филон Александрийский и его влияние. 
- Отношение к философии в христианской культуре в эпоху поздней античности. Отцы Церкви: стратегии апологетики. 
- Рационалистические тенденции в исламской культуре. Исламская рационалистическая теология (калам).
- Ицхак Исраэли, Дауд аль-Мукаммис
- Зарождение еврейской философии. Культурный переворот Саадьи-гаона. 
- Трансформации монотеистической доктрины под влиянием рационализма. Сравнение парадигм: Святоотечество – калам – трактат «Верования и мнения» Саадьи-гаона. 
 
2. Неоплатонизм и аристотелизм в средневековой еврейской мысли 
- Общие интеллектуально-духовные тенденции в развитии арабско-еврейской культуры X-XII вв. 
- Особенности средневекового неоплатонизма. 
- Еврейские неоплатоники. Шломо Ибн Габироль («Источник жизни»), Авраам бар Хийя, Йосеф ибн Цадик.
- Фальсафа: особенности перипатетической мысли. Роль «Теологии Аристотеля»
- Йегуда Галеви: философский скептицизм и «исторический эмпирицизм»
- Сочетание Торы и философии в трактате «Возвышенная вера» Авраама ибн Дауда
 
3. Маймонид – центральная фигура еврейской мысли Средневековья 
- Основные произведения. «Проект» Маймонида, попытка изменения облика еврейской культуры
- Взгляд на историю философии. 
- «Путеводитель растерянных»: особенности произведения, его цели и задачи. 
- Способы устранения противоречий между откровением и разумом
- Эзотерическое письмо (явное и сокрытое). 
- Герменевтика Маймонида: подход к Писанию и к талмудической литературе. 
- Язык, философия и теология: антропоморфизм, негативные атрибуты, вопрос о сотворении мира, пророчество, Божественное провидение, вопрос о человеческом совершенстве. 
 
4. Пути развития еврейской мысли после Маймонида в XIII-XV в. 
- Споры вокруг произведений Маймонида. Основные аргументы критиков. 
- Радикальные последователи Маймонида (Тиббониды и их школа).
- Попытка гармонизации традиции и философии Маймонида (Шем Тов Фалакера). 
- Теория двойной истины у Ицхака Албалага. 
- Герсонид и его «Войны Господа».
- Анти-аристотелизм Хасдая Крескаса. «Свет Господень»: задачи произведения и его структура. Хасдай Крескас против Маймонида и Герсонида. Вопрос о детерминизме и свободе выбора.
- Политическая философия Ицхака Абраванэля.
 
О преподавателеУри Гершович - учился в йешиве Гар Эцион (1992-1998), изучал аналитическую философию и еврейскую мысль в Еврейском Университете в Иерусалиме. В 2008 г. защитил докторскую диссертацию в области средневековой еврейской философии. В качестве сотрудника Международного центра по изучению еврейской цивилизации Еврейского университета в Иерусалиме преподает в ИСАА МГУ и в СПбГУ (с 1999 г.). В течение двенадцати лет (с 1998 по 2010 гг.) являлся сотрудником Института изучения иудаизма в СНГ под руководством р. Штейнзальца. Ныне является консультантом исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности (Москва).

Источник: sefer.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9