История бытования памятника насчитывает пять веков. Вплоть до XVII в. Амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода. В XVIII в. он был убран на хоры, откуда был вывезен в числе других древностей Софийского собора в Академию художеств в 1860 году. В 1897 г. памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х гг. находился на экспозиции. В самом начале Великой Отечественной войны экспонат был разобран. И только после окончания войны был вновь собран и хранился уже в фондах музея. Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно-стоящий деревянный Амвон византийской православной традиции. Конструкция была вырезана из дерева и собрана в 1533 г. как центральный элемент храмового комплекса – собора Святой Софии в Великом Новгороде. Предназначавшийся для свершения особо значимых чинопоследований в богослужении, Амвон был богато украшен иконными изображениями, скульптурой и позолоченной резьбой. Конструкция сохранилась практически целиком (за исключением приставных лестниц и настила кафедры). Вставные живописные иконы с образами святых, располагавшиеся в 3 ряда, до нас не дошли, однако сохранились расписанные резные фигуры «человечков» нижнего яруса. Частично утраченными также оказались накладные детали (резные валики, киотцы, капители, херувимы). Изначально Амвон включал в себя более 50 конструктивных деталей и около 192 деталей резного декора, большинство из которых дошло до наших дней. Диаметр Амвона в собранном состоянии (2,26 м.) превышает ширину основных дверей Михайловского дворца Русского музея. Поэтому, одним из необходимых условий для перемещения памятника из фонда древнерусского прикладного искусства в реставрационную мастерскую был полный демонтаж фрагментов. Последний раз подобным образом Амвон разбирали в самом начале Отечественной войны 1941-1945 гг. Тогда экспонат в срочном порядке был разобран на четыре крупных фрагмента, для чего пришлось распилить несущую конструкцию. Детали Амвона были упакованы в ящики и подготовлены для второго этапа эвакуации экспонатов Русского музея в Пермь. Но в связи со стремительным развитием ситуации на фронте и тем, что уже 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда все экспонаты, в том числе и ящики с элементами Амвона, были размещены в подвальных помещениях Русского музея. Они находились там вплоть до 1946 года, когда памятник был распакован и вновь собран уже в помещении фонда древнерусского прикладного искусства, где он хранился до настоящего времени. В настоящее время реставрационные работы полностью завершены. Памятник экспонируется на временной выставке Русского музея "Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария" в залах корпуса Бенуа Русского музея. Лектор: Ольга Витальевна Клюканова, Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея. Лекция состоялась 27 июня 2017 года.
Источник: Виртуальный Русский Музей
Делайте добрые дела вместе с порталом Богослов.ru
Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием (прп. Исаак Сирин).
Поможем создать учебное пособие по рождественской прозе в русской классике http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75688