Александр Дугин: восставший против постсовременного мира
События

Дугин известен, прежде всего, как философ-традиционалист, именно благодаря его усилиям такие мэтры школы традиционализма, как Рене Генон и Юлиус Эвола, стали широко известными в России. Становление Дугина как традиционалистского мыслителя начинается по-видимому с того момента, когда он с 1979 года начинает посещать «Южинский кружок», богемное сообщество писателей и метафизиков, среди которых были Ю. Мамлеев, Е. Головин, Г. Джемаль. При этом, как заметил сам Дугин: «В 1981-82 году я уже был законченным философом со своей собственной интеллектуальной повесткой дня, со своей метафизикой и идеологией».[1] Именно этот круг интеллектуалов открыл для молодого нонконформиста идеи Генона и Эволы, которые изменили всю его дальнейшую жизнь. Для изучения первоисточников он в кратчайшие сроки овладел несколькими европейскими языками (сегодня Дугин владеет где-то девятью иностранными языками, причем не только европейскими).

С началом политических перемен в советском обществе во второй половине 80-х, Дугин включается в общественно-политическую жизнь. В 1987 г. вместе с Джемалем он, будучи правым диссидентом, вступает в НПФ «Память» с целью идеологического влияния на национал-патриотические круги, однако, осознав бесперспективность этой затеи, они покидают «Память». После того, как в 1989 г. Дугин посетил Европу, читая лекции «новым правым» (Ален де Бенуа, Робер Стёкерс и др.), он стал изменять свое отношение к социализму и СССР. Западная реальность произвела на него чудовищное впечатление, он осознал, что социализм – не самое худшее, что есть в современном мире. А после событий 1991 г. он утвердился на позиции, что либерализм является квинтэссенцией современности. Дугин теперь склоняется к лево-правому синтезу, близкому «новым правым», и даже более левому национал-большевизму и евразийству. Переосмыслив свое отношение к Советскому Союзу и к «левому» вообще, он осуществил некоторую ревизию традиционалистских идей, что отражено в последующих работах («Консервативная революция», «Тамплиеры пролетариата», «Русская вещь»).

На базе традиционализма, теорий «новых правых» и консервативной-революции, национал-большевизма и классического евразийства складывается философско-политический синтез, который получил название неоевразийство. В 1989 г. появляются первые неоевразийские публикации в журнале «Советская литература» (статья «Конец пролетарской эпохи»), начинает издаваться альманах «Континент-Россия», в 1992 г. в Италии при поддержке К. Мутти выходит книга «Continente Russia», а в Испании – «Rusia: Misterio de Eurasia». В 1990 г. Дугин издает первый перевод Р. Генона на русский язык («Кризис современного мира») и публикует свою традиционалистскую работу «Пути Абсолюта». В это же время начинает издавать традиционалистский альманах «Милый ангел» и вскоре политический журнал «Элементы. Евразийское обозрение». Становится председателем историко-религиозной ассоциации «Арктогея».

Уже в «Путях Абсолюта», а затем в статье «Контринициация» происходит переосмысление геноновской идеи «трансцендентального единства традиций», вместо которой, отталкиваясь от анализа символики, предложенного Германом Виртом (кстати, именно Дугин возродил интерес к Вирту, в том числе и на Западе), Дугин предложил концепцию «трансцендентального единства языка традиций». Учитывая этот взгляд, им была предпринята, пожалуй, первая попытка экспликации православной метафизики с помощью традиционалистского инструментария в книге «Метафизика Благой Вести» (1996). Кстати, что касается традиции, с которой Дугин себя идентифицирует, то в 1997 г. он переходит единоверие, «старообрядчество в рамках РПЦ МП». В 1998 г. Дугин создает т.н. «Новый университет». Это площадка, где читались лекции, посвященные традиционалистской тематике и метафизике. Лекторами были сам Дугин (материалы лекций составили книгу «Философия традиционализма» (2002)), В. Карпец, Е. Головин.

В начале 90-х Дугин сближается с оппозиционными патриотическими кругами, с КПРФ Г. Зюганова, с А. Прохановым, в чьей газете «День» (а потом в «Завтра») регулярно публикуется. В 1993 г. совместно с писателем Э. Лимоновым создает Национал-большевистскую партию. По словам Дугина: «Это была инициатива по созданию компактной социально-интеллектуальной молодежной среды, где рефлексия относительно смысла Традиции и смысла современности могла бы продолжаться, развиваться. Это не был узко политический проект. Это был философский проект».[2] В 1995 г. Дугина в предвыборной кампании НБП в Санк-Петербурге поддерживал авангардный музыкант, лидер группы «Поп-механика», С. Курехин, который заинтересовался его идеями и традиционализмом.

Самой успешной книгой 90-х стала «Основы геополитики: геополитическое будущее России» (1997), которая, по сути, открыла геополитику для российского научного и политического сообщества. Она была много раз переиздана и переведена на многие языки, в том числе на арабский и турецкий. В 1998 г. Дугин становится советником Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева, с которым работает над движением «Россия». С 1999 года является председателем секции «Центра Геополитических Экспертиз» Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы.

В связи с изменением курса власти он выходит из радикальной оппозиции и занимает позицию, которую он называл в 2001 г. «радикальным центризмом», который выразился в поддержке политики В. Путина. Дугин начинает создание Общероссийского Политического Общественного Движения «Евразия» (2001). После недолгого существования движения в форме политической парии «Евразия» (2002-2003), оно трансформируется в «Международное Евразийское Движение» (МЕД), и в таком виде существует и поныне. Отделения МЕД были учреждены во многих странах мира, в СНГ, в Западной Европе, Турции, Израиле и др. В это время издаются книги «Основы евразийства», «Проект Евразия», «Евразийская Миссия Нурсултана Назарбаева».

Дугин достиг значительных успехов в академической сфере. В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию по философии «Эволюция парадигмальных оснований науки (Философско-методологический анализ)», в 2004 г. – докторскую по политологии «Трансформация политических структур и институтов в процессе модернизации традиционных обществ», а в 2011 г. – докторскую по социологии «Трансформация социальной структуры общества в контексте социологии воображения». С сентября 2008 года становится профессором МГУ им. М. В. Ломоносова, а в 2009-2014 гг. является исполняющим обязанности заведующего кафедрой социологии международных отношений МГУ. Период работы в МГУ можно назвать самым плодотворным в жизни Дугина. Им был разработан и внедрен социально-политический профиль из 40 дисциплин, издан ряд новаторских учебников (Логос и мифос (2010), Социология воображения (2010), Этносоциология (2011), Геополитика (2011), Геополитика России (2012), Международные отношения (2013)), монографий (Постфилософия (2009), Мартин Хайдеггер: философия другого Начала(2010), Мартин Хайдеггер: возможность русской философии (2011), Конец экономики (2010), Археомодерн (2011), Социология Русского Общества (2011), В поисках темного Логоса (2013), Теория Многополярного Мира (2014), пять томов Ноомахии (2014), Четвертый Путь (2014), Война Континентов (2014), Мартин Хайдеггер: Последний Бог (2014)). Дугин резюмирует, что была «создана школа Международных Отношений на основе многополярности, развита социология гендера, с нуля построена социология воображения, окончательно институционализирована геополитика, предложена парадигмальная версия философии политики и разработана совершенно оригинальная система этносоциологии».

Важным событием стало создание совместно с деканом Социологического факультета МГУ В.И. Добреньковым  Центра Консервативных Исследованийпри МГУ в 2008 г., который стал площадкой разработки евразийской многополярной идеологии, теории консерватизма, «четвертой политической теории», традиционалистских исследований и многих других философских и социологических направлений. Результаты работы интеллектуальных семинаров и конференций ЦКИ опубликованы в более двух десятках сборников научных статей.

Новая метафизика и Радикальный Субъект

В отличие от западных традиционалистов, которые замкнулись в строго очерченном «генонизме» или «шуонианстве», Дугин вышел далекого за их пределы, в т.н. профаническую плоскость, освоив все значимые тренды современной социально-гуманитарной науки, но при этом рассматривал весь этот массив научных знаний через методологию традиционализма, тем самым обогащая и развивая его. Дугин не просто воспроизводит в своих работах метафизику, описанную Геноном, но также концептуализирует свои метафизические интуиции и прозрения, которые со временем оформились в т.н. «новую метафизику». Ее очертание можно заметить уже в самых ранних работах: статья «Сверхчеловек», неизданная работа «Тамплиеры Иного», «Пути Абсолюта». Здесь, по-видимому, сказалось влияние идей Г. Джемаля (см. его работу «Ориентация-Север»).

Сущность «новой метафизики» состоит в телеологическом переосмыслении процесса десакрализации и дезонтологизации, который привел историю к Модерну и Постмодерну. Он пытается ответить на вопрос, зачем это все происходит. Если Бог всемогущ, то для чего он «удаляется» из мира, какой смысл его добровольного «сокрытия», которое в конечном итоге приводит к профанизму и «смерти Бога» как ухода сакрального? Зачем Всевозможность себя ограничивает в форме бытия, которое затем «убывает», вплоть до критического состояния? Дугин выдвигает тезис, выходящий за пределы геноновской схемы метафизики. Всевозможность – не абсолютна, т.к. «над» ней стоит последняя инстанция,  «Необходимость»,  которая обусловливает весь этот процесс. В «Сверхчеловеке» Дугин высказывает догадку, что десакрализация необходима для проявления некоей особой трансцендентной инстанции, которая не могла себя обнаружить даже в «золотом веке», в эпоху полноты бытия и сакральности.

В «Тамплиерах Иного» поясняется эта идея. Когда десакрализация доходит до своей крайней точки, тем не менее, остаются некие существа, которые бросают вызов нигилистическому процессу, самому «Ничто». Этот особый тип личностей (ср. «дифференцированный человек» Эволы) может быть зародышем «парадоксального явления, которое может обнаружиться только в момент наивысшего кризиса бытия, в предельной точке «полуночи».[3] Это явление Дугин называет «радикальным субъектом», что означает некую внутреннюю трансцендентность, особое существо, которое способно существовать даже тогда, когда сакрального нет, но оно также не растворяется в тотальном нигилистическом пространстве современности, фундаментально отличаясь от него. Действующей инстанцией «радиального субъекта» является «постсакральная воля», которая не стремится вернуть нормальные сакральные пропорции, но при этом противостоит современной «пустыне». Посредством этой воли «радикальный субъект» производит то, что противоречит геноновскому концепту «Всевозможности», — «невозможную реальность». «Радикальный субъект», как концентрированная «Необходимость», исправляет метафизическую иерархию, которая уже на высших этажах имела изъян.[4]

 Читать продолжение статьи в источнике



Портал Богослов.ru приглашает Вас помочь в добром деле.

Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком (свт. Иоанн Златоуст).

Поможем детям с ограниченными возможностями встретить Рождественские праздники в коллективе сверстников http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75684


Другие публикации на портале:

Еще 9