Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.
История
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (англ. The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints) возникает в США в 1830 году. Именно тогда основатель движения Джозеф Смит публикует «Книгу Мормона» (The Book of Mormon).
По словам самого основателя движения, в возрасте 14 лет (в 1820 году) у него было первое видение, в котором ему явились Бог Отец и Христос. Д. Смиту было открыто, что чтобы он не присоединялся ни к одной из существующих церквей, поскольку учение каждой из них неправильно: «они проповедуют заповеди человеческие как учения, имеющие вид божественного, но отрицают силу его».
Затем, в 1823 году Джозефу Смиту явился ангел по имени Мороний, который объявил, что заключённый Богом завет с народом Израиля вскоре исполнится, что скоро должна начаться работа ко Второму пришествию, а также что сам Смит избран Богом для осуществления замыслов последнего. Кроме этого, Мороний открыл Смиту, что недалеко от места, где он живёт, на холме под землёй скрыты золотые листы, на которых написано новое священное писание. Джозеф Смит должен будет найти эти листы и сделать перевод текста на английский язык.
В 1827 году Смиту было позволено взять эти листы, и он получил инструкции о том, как их нужно переводить. По словам Смита, текст был написан «изменёнными египетскими» иероглифами, а перевод осуществлялся либо при помощи специальных очков, либо при помощи специальных камней (которые называют «урим и туммим»). Смит помещал пластины и камни в цилиндр, во время перевода в камнях отражался переведённый текст. Сами листы были всегда скрыты от глаз. Согласно доктрине, только 11 человек лично видели эти золотые листы и оставили об этом письменные заявления, известные сегодня как «Удостоверение трёх свидетелей» и «Удостоверение восьми свидетелей».
Книга Мормона поступила в продажу 26 марта 1830 года, а уже 6 апреля была основана Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. C 1831 по 1838 годы община обосновалась в городе Киртланд (Kirtland), штат Миссури. Здесь была штаб-квартира организации и здесь же был построен первый храм, однако из-за конфликтов с местными жителями и администрацией последователи церкви оставили это место. В 1839 году новая динамично растущая религиозная община обосновалась в городе Наву (Nauvoo), штат Иллинойс.
В 1844 году в газете «Наву Экспозитор» Джозеф Смит был обвинён в многожёнстве. Сам Смит это обвинение отрицал, однако городской совет города (сам Дж. Смит был его мэром) отдал приказ уничтожить печатный станок и тираж газеты, что послужило началом серьёзного конфликта как внутри общины, так и с немормонским населением округа. Результатом конфликта стало заключение Дж. Смита в тюрьму и его убийство (вместе с братом Хайрамом).
После смерти Дж. Смита и его брата не было ясности, кто возглавит движение. Возник так называемый кризис преемственности, а основными претендентами на пост руководителя были Бригам Янг, Сидней Ригдон и Джеймс Стрэнг. В итоге руководителем движения, а затем и президентом Церкви Иисуса Христа Святых последних дней стал Бригам Янг. Именно он стал организатором переселения мормонов в штат Юта и строительства города Солт-Лейк-Сити, где штаб-квартира движения располагается и по сей день.
Мормоны в России
Согласно мормонским источникам, история движения в России началась ещё в 1843 году, когда в Россию были направлены два проповедника, но после гибели Джозефа Смита были отозваны. Затем в 1895 году мормоном из Швеции в Петербурге была крещена семья Йохана М. Линделофа. Тем не менее, другими источниками эта информация не подтверждается.
Современная история мормонов в России начитается в 1989 году, когда сотрудник посольства США был уполномочен проводить встречи членов организации в своей квартире. Первые миссионеры приехали в Ленинград в январе 1990 года. В 1990 году был организован приход в Выборге. Официально зарегистрирована Церковь Иисуса Христа Святых последних дней была в мае 1991 года.
Административное деление церкви осуществляется следующим образом: территории по всему миру делятся на регионы (areas), большинство регионов подразделяется на колья (stakes), в которое входит некоторое число приходов (wards, приход обычно составляет 300 или более членов церкви) или небольших приходов (branch). Местные приходы возглавляют епископы, а небольшие приходы возглавляют президенты, кол также возглавляет президент. На приходе для помощи верующим организовывается работы всех вспомогательных организаций.
В Москве находится центр региона Восточная Европа, куда помимо России также входят Украина, Армения, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Турция и Узбекистан.
Численность
В настоящее время число мормонов по всему миру превышает 15 миллионов человек, из них в США проживает более 6 миллионов. Согласно церковной статистике, в России насчитывается около 23 тысяч мормонов.
Сегодня Церковь Иисуса Христа Святых последних дней ведёт миссионерскую деятельность в более чем 170 странах, а Книга Мормона переведена на 93 языка. В мире насчитывается 156 храмов, ближайшие к Москве находятся в Киеве и Хельсинки.
Вероучение
Канон священных текстов (так называемые образцовые труды (standard works)) Церкви Иисуса Христа Святых последних дней формируют четыре книги. Библия (для англоязычных стран используется перевод короля Иакова, в России используется текст синодального перевода), Книга Мормона (The Book of Mormon), Учение и заветы (Doctrine andCovenants) и Драгоценная жемчужина (The Pearl of Great Price). Важно подчеркнуть, что данный канон является открытым, поскольку мормоны верят в непрерывно продолжающееся откровение.
Книга Мормона описывает события, связанные с несколькими народами, населявшими североамериканский континент. Согласно книге, они были многочисленны, обладали собственной письменностью и находились на сравнительно высокой ступени технического развития. Рассказывается о нефийцах и ламанийцах, которые населяли Америку с 600 до н. э. по 400 н. э. Кроме того, рассказывается о расцвете и падении народности иаредийцев, которые, согласно тексту Книги Мормона, прибыли в Америку из Ближнего востока вскоре после разрушения Вавилонской башни1.
Книга рассказывает, как пророк Нефий и его семья покинули Иерусалим в примерно 600 году до н.э. Именно этому пророку и его потомкам было заповедано вести летопись своего народа. Книга Мормона – это сокращённая версия этой летописи. После прибытия в Америку семья Нефия разделилась на две противоборствующие группы. Нефийцами – праведным и богобоязненным народом руководил Нефий, ламанийцы же последовали за старшими братьями Нефия, Ламаном и Лемуилом. Ламанийцы противостояли нефийцам на протяжении всей истории, и в Книге Мормона первые описываются как чернокожие люди2.
Книга «Учения и заветы» первоначально (первая публикация – 1835 год) состояла из двух частей. Первая представляла собой серию текстов о базовом учении Церкви (так называемые «Лекции о вере», которые были исключены в 1921 году), а вторая – сборник важных «заветов». Тем не менее, со временем первая часть была убрана, и в современном виде книга содержит «откровения», полученные основателем Церкви Джозефом Смитом, несколько откровений, полученных другими пророками, а также «Официальные заявления 1 и 2».
Особенность «Официальных заявлений» в том, что они первоначально были заявлениями президентов Церкви и официально были приняты как часть писания несколько позднее. «Официальное заявление 1» (появилось в сентябре 1890 года и частью писания было принято 6 октября 1890 года) было опубликовано президентом Вилфордом Вудраффом. В нём Церковь официально отказывалась от практики многожёнства. Заявление стало результатом давления со стороны Конгресса США.
«Официальное заявление 2» (стало частью писания 30 сентября 1978 года) было опубликовано Первым президентством. В заявлении снимаются ограничения на получения священства людьми любых рас и любого цвета кожи.
«Драгоценная жемчужина» составлена из пяти частей: «Избранное из Книги Моисея», которая представляет собой часть Книги Бытия в переводе Дж. Смита; «Книга Авраама» содержит перевод нескольких египетских папирусов (утверждается, что в них содержатся писания патриарха Авраама); «Джозеф Смит – от Матфея» – часть Евангелия от Матфея в переводе Дж. Смита; «Джозеф Смит – История», в которой представлены автобиографические выдержки из жизни Дж. Смита до возникновения Церкви; «Символы веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» – это базовые положения вероучения, которые отчасти были изложены в письме Дж. Смита в 1842 году (было опубликовано в мормонской газете «Times and Seasons» 1 марта 1842 года). Представляют собой подробно прокомментированный список из 13 статей-положений веры.
Последователи Церкви Иисуса Христа Святых последних дней считают, что их организация – это восстановленная раннехристианская церковь, созданная ещё Иисусом Христом. С их точки зрения, эта первоначальная церковь исчезла в результате т.н. великого отступничества, случившегося после смерти апостолов. Только Дж. Смит полу получил повеление Бога восстановить истинную Церковь. Члены организации считают веру в Иисуса Христа и искупление основой своей религии. Учение организации имеет как сходства, так и отличия от учения основных христианских конфессий. Представители последних не признают Церковь Иисуса Христа Святых последних дней христианской, однако сами мормоны считают себя христианами.
Мормоны называют Бога Небесным Отцом или Элохим, Иисуса Христа – Искупителем всех людей. При жизни Иисус показывал всем своим словом и примером, как именно должны жить люди, любя Бога и ближнего. Своими страданиями и смертью на кресте Иисус совершил искупление и спас всех людей от грехов. Более того, своим воскресением Иисус преодолел смерть и по этой причине все верующие после смерти получат эту же возможность. Именно Христос является Богом, Господом, Иеговой Ветхого Завета, и он в течение сорока дней после воскресения учил людей в Америке тем же истинам, что и апостолов в Израиле.
Мормоны не придерживаются христианского учения о Троице, Бог-Отец, Христос и Святой Дух рассматриваются как отдельные личности, объединённые только намерениями.
Иисус Христос был первым духом, рождённым Отцом, поэтому он, фактически, является братом каждому человеку. Изначально люди были сотворены Отцом-Элохимом в качестве духовных существ, однако, поскольку дальнейшее развитие лишь на небесах было невозможно, люди переместились на землю и обрели физические тела. В физическом мире каждый человек подвергается испытаниям и достигает совершенства и в конечном итоге божественности, используя право свободного выбора. С точки зрения мормонов, грехопадение человека было не преступлением, а скорее благом для людей: оно открыло им путь к вечному прогрессу. После конца мира и воскресения каждый человек в зависимости от совершённых при жизни дел попадёт в одно трёх царств: целестиальное, терреcтиальное, и телестиальное о которых говорится, что они подобны солнцу, луне и звёздам.
Воскресение, с точки зрения мормонов, будет телесным, более того, они считают, что дух также есть материя, но более тонкая. Именно по этой причине Бог-Отец и Иисус Христос также материальны, пребывают в пространстве и времени и им свойственны и телесные потребности, и душевные страсти.
В целом же нужно отметить, что формирование теологической системы мормонов ещё не закончено, поскольку откровение ещё продолжается.
Обряды и священство
Таинства3 мормонов распределяются в две группы: таинства, необходимые для возвышения, и таинства наставлений и утешения. К первой группе относятся: крещение, причастие, дарование Святого Духа или конфирмация (возложение рук на недавно крещённого, после чего он становится членом церкви), посвящение в Мелхиседеково священство, облечение (эндаумент)4, храмовый (небесный) брак и запечатывание. Последние три таинства могут проводиться только в храме. Таинство запечатывания предполагает, что те семейные отношения, которые существовали между людьми до смерти, продолжатся вечно и после, поэтому возможно запечатывание мужей и жён, а также детей и родителей. Кроме того, мормоны верят, что возможно провести заместительное крещение умершего члена семьи, если он умер не мормоном, а значит, не имел возможности познать истинное учение. Именно по этой причине мормоны очень серьёзно относятся к разысканию родственников и составляют подробнейшие генеалогические списки. Для мормонов именно семья занимает самую важную роль в жизни человека и является главной ячейкой общества как на земле, так и в вечности.
Ко второй группе таинств относятся: наречение и благословление детей, прислуживание больным, освящение масла, патриархальное благословение, отцовское благословение, освящение могил.
Все таинства могут проводиться только священником, которыми становятся все мужчины (женщины не имеют права занимать посты, предназначенные для носителей священства, но могут занимать другие руководящие посты), которые достигли 12-летнего возраста – это так называемое Аароново священство (12 лет – дьякон, 14 лет – учитель, 16 лет – священник). По достижении 18 лет мужчины приобретают Мелхиседеково священство. Все необходимые для возвышения таинства могут совершаться только обладающими Мелхиседековым священством (за исключением крещения, которое мужчина может проводить с 16 лет).
С точки зрения мормонов, организацией управляет Иисус Христос, который открывает свою волю президенту церкви. Мормоны верят, что президент – пророк, провидец и носитель откровения. В настоящее время – с 2008 года – президентом является Томас Монсон (Thomas S. Monson). У президента есть два советника и помощника, а вместе эти трое составляют Первое президентство – высший управляющий орган. Вторым по значимости органом церковного управления является Кворум двенадцати апостолов, которым помогает в управлении Кворум семидесяти. Как понятно из названия, кворум составляет 70 членов, и с 2005 года по настоящее время существует восемь таких кворумов. Члены Первого и Второго кворумов считаются представителями высшей церковной власти, и по этой причине они могут работать в любой точке мира, где существует церковь. Члены других кворумов – это региональные представители семидесяти, и их власть ограничена тем регионом, в котором они работают. Членами всех перечисленных организаций могут быть только мужчины, обладающие Мелхиседековым священством.
Роль руководящего органа Ааронова священства выполняет Председательствующее епископство. Епископ и двое помощников также подчиняются Первому президентству.
Кроме этих основных организаций существует ещё ряд вспомогательных: первоначальное общество (помогает родителям обучать детей и готовить мальчиков к получению Ааронова священства), общество милосердия (членами общества являются все женщины старше 18 лет, а если они замужем или являются одинокими матерями, то и моложе 18 лет; основные цели – служение и помощь в семье), воскресная школа (предназначена для всех детей с 12 лет), общество молодых мужчин (в нём состоят молодые люди с 12 по 18 лет (Аароново священство), способствует развитию молодых мужчин в церкви), общество молодых женщин (помогает родителям готовить девушек к заключению брака и соблюдению заветом церкви).
При этом как мужчины, так и женщины могут быть миссионерами. Церковь осуществляет широкую миссионерскую программу, которая направлена на проповедь и на оказание гуманитарной помощи по всему миру.
Общественная деятельность
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней владеет несколькими учебными заведениями, самым большим и известным из которых является университет Бригама Янга в штате Юта, США.
Кроме того, церковь издаёт журнал «Лиахона», публикующийся и на русском языке. Журнал выходит в переводе на 50 языков.
Сегодня на территории Москвы и Московской области находится 8 домов собраний. На территории Москвы:
- Приходы Арбатский и Сокольнический (Средний Овчинниковский переулок, 14).
- Небольшой приход (бранч) Университетский (Малая Пироговская улица, 13).
- Приходы Московский (для англоязычных прихожан) и Речной (Ленинградский проспект, 80 корпус 37).
- Приход Хамовнический (улица Москворечье, 21 корпус 2).
- Небольшой приход (бранч) Перово (Орехово-Зуевский проезд, 20).
На территории Московской области:
- Приход Зеленоградский (г. Зеленоград, корпус 1117А).
- Небольшой приход (бранч) Подольский (г. Подольск, улица Ульяновых, 1).
Центр региона Восточная Европа находится по адресу ул. Врубеля, 1, корп. 1.
Источник: relig.moscow