Айдан Николс, плодовитый писатель-богослов (он написал более 40 книг по философии, теологии и апологетике), который читал лекции в Оксфорде и Кембридже, а также в Ангеликуме в Риме, заявил, что апостольская экзортация Папы Франциска «Amoris Laetitia» расходится с традиционным учением Католической Церкви.
Николс предположил, что, учитывая заявления Папы Франциска о таких вопросах, как брак и нравственное право, Католической Церкви может потребоваться «процедура для призыва к порядку Папы, который учит ошибочно».
Доминиканский богослов считает, что эта процедура может быть менее «конфликтной», если она произойдет во время будущего понтификата. В качестве примера он привел Папу Гонория, который был осужден за ошибку только после того, как он перестал занимать папский престол.
Николс высказал свои мысли, выступая на ежегодной конференции в Куддесдоне (Cuddesdon), которую проводит экуменическое общество - Братство Св. Альбана и Сергия (Fellowship of St Alban and St Sergius). Доминиканец обращался к преимущественно некатолической аудитории.
Он сказал, что судебный процесс «отговорит папы от любой тенденции к доктринальной сговорчивости или простой халатности» и ответит на некоторые «экуменические тревоги» англиканцев, православных и других, которые опасаются, что у папы есть карт-бланш, чтобы навязать какое-либо учение. «Действительно, может быть, что нынешний кризис римского учительства предусмотрительно призван обратить внимание на пределы первенства в этом отношении».
Николс пояснил, что потенциальная судебная процедура “предостерегла бы Пап от любой тенденции к непослушанию в сфере вероучения или простой небрежности”, а также ответила бы на некоторые “экуменические обеспокоенности” со стороны англикан, православных и других, которые боятся, что у Папы Римского имеется карт-бланш, чтобы проповедовать любое учение. “Действительно, может случиться так, что существующий кризис римского магистериума чудесным образом предназначен, чтобы привлечь внимание к пределам папского примата в этом отношении”, - утверждает Николс.
Николс до сих пор публично не комментировал апостольскую экзортацию Папы Франциска «Amoris Laetitia», но подписал письмо 45 священников и богословов в Коллегию кардиналов, содержавшее просьбу запросить у Папы Римского разъяснения, чтобы исключить еретические и ошибочные интерпретации текста документа.
Николс упомянул также некоторые из тех же вопросов, о которых говорилось в "Письме сорока пяти": он отметил, например, что «Amoris Laetitia», порождает впечатление, что монашеская жизнь не является более высоким состоянием, чем брак, - это мнение осуждено как еретическое на Тридентском соборе Католической Церкви.
Утверждение о том, что разведенные и вновь вступающие в брак католики могут получать Причастие, не пытаясь при этом жить «как брат и сестра», также, по мнению Николса, противоречит традиционному учению Католической Церкви, подтвержденному Папами Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI. Николс сказал, что это новое толкование, которое, по некоторым сообщениям, одобрил Папа Франциск, внесет в Церковь «ранее неслыханное состояние жизни». Грубо говоря, это состояние «конкубината», т.е. внебрачного сожительства.
Николс отмечает, что было бы предпочтительнее думать, что Папа Франциск при написании скандальной экзортации был просто «небрежен» в своем языке, а не сознательно предлагала ошибочное учение. Но это кажется сомнительным, учитывая сообщения о том, что Конгрегация вероучения предлагала поправки к тексту «Amoris Laetitia», но они были проигнорированы (Кстати, следует отметить, что предлагавший исправления бывший префект конгрегации кардинал Мюллер был недавно отправлен Папой Франциском в отставку).
Кардинал Раймонд Берк недавно вынес на публичное обсуждение вопрос о формальной коррекции вероучения Папы Римского. Тем не менее, Николс указывает, ни западный, ни восточный кодексы канонов не содержат процедуры «для расследования дела Папы, который, как считается, допустил вероучительную ошибку, а тем более - для суда над ним».
Николс отметил, что традиция церковного права такова, что “первенствующий престол никем не судим”. Но он считает, что Первый Ватиканский собор ограничил доктринальный догмат о папской непогрешимости так, чтобы "это не было позицией Римско-католической Церкви, что Папа Римский неспособен смутить людей ложным учением".
“Он может быть высшим апелляционным судьей христианского мира …, но это не делает его неуязвимым для того, что относится к вероучению. Удивительно, или возможно не так удивительно, учитывая благочестие, которое окружило фигуры Пап Римских, начиная с понтификата Пия IX, но этот факт, кажется, неизвестен многим, кто должен знать об этом лучше”. Учитывая ограничения на папскую непогрешимость, церковное право могло бы быть в состоянии приспособить формальную процедуру расследования вопроса о том, не сделал ли Папа Римский
Николс сказал, что в современном католицизме существует “опасность возможной ереси”, но это маловероятно и не столь вызывает тревогу, как непосредственная опасность “распространения моральной ереси”.
В то же время Николс считает, что, если позиция, высказанная Папой Франциском в «Amoris Laetitia», останется без исправления, “все больше и больше шансов, что она будет расценена как, по крайней мере, приемлемое богословское мнение”. “И это нанесет большой ущерб, который нелегко будет поправить”, - заключил доминиканский теолог.
Источник http://www.sedmitza.ru