Статья. О визуальных основах одного фольклорного мотива. Гробница в храме
События

В статье исследуется вопрос о влиянии христианской иконографии на образный  мир  русских,  а  также  украинских  и  белорусских  духовных  стихов.  Изображения, несущие страстнýю символику в пространстве христианского храма как в  западной, так и в восточной традиции, рассматриваются как возможный источник  образного и сюжетного содержания духовного стиха «Хождение Богородицы» («О  трех гробницах»). Особое внимание уделено образу Гроба Господня и его конкретно-изобразительным истокам. В статье представлены эпизоды из истории становления соответствующих иконографических композиций в интерьере средневековых  католических, а позднее, во второй половине XVII  — начале XVIII столетия, и православных соборов и церквей. Представление о гробнице в храме, получившее наглядное подтверждение в богослужебной практике, отразилось в духовных стихах  не только в связи с символикой смерти. В стихе «Хождение Богородицы» изображение трех гробниц, но прежде всего гробницы самой Девы Марии, включает целый  ряд дополнений, которые, в духе западноевропейской поэтической традиции, дезавуируют мысль о конечности земного бытия и утверждают мысль о жизни вечной.  Цветы и птицы над гробницей Богородицы  — это эмблематическое изображение,  своего рода словесная икона, знаменующая финальный эпизод стиха, на который  приходится его смысловая кульминация. Эмблема эта отсылает к другим принятым  в христианской традиции изображениям, догматическое содержание которых передается через внутренне противоречивые элементы. К ним, в частности, относится  традиционный для христианской культуры образ процветшего креста.

Скачать

Источник http://studlit.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9