Особенно сильные опасения были связаны с тем, что так называемое Исламское государство (организация, деятельность которой запрещена в РФ) предпримет попытку взять под контроль этот регион, создав здесь очередную провинцию халифата, с которой боевики смогут начать наступление не только по всей территории Филиппин, но и по всей Юго-Восточной Азии. Тем не менее пока рано делать вывод о том, превращается ли юг островного государства в центр международного исламизма, или о том, действительно ли ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) стремится действовать из этой части страны.
За исламистским экстремизмом на юге Филиппин стоят три основных силы. Во-первых, это группировка «Абу Сайяф», которая базируется главным образом в провинциях Басилан и Сулу. В 2014 году ряд входящих в нее боевиков загрузил видео на YouTube, в котором они заявили о своей приверженности террористической группировке «Исламское государство» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), — дав клятву, которую в 2016 году повторил Хапилон.
Во-вторых, это группировка «Исламских борцов за свободу Бангсаморо» (ИБСБ) — отколовшаяся от организации «Фронт исламского освобождения моро», во главе которой стоит Исмаэль Абу Бакар. Группировка также заявила о своей близости к идеологическим принципам ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), в 2014 году подтвердив, что в случае необходимости она обеспечит материально-техническую поддержку организации Абу Бакрааль-Багдади.
Наконец, последней активной исламистской силой, действующей в регионе, является группировка «Мауте», действующая преимущественно на окраине муниципалитета Бутиг в провинции Южный Ланао. Организация тесно связана с фракцией «Абу Сайяф» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а также с ИБСБ. Она также пообещала поддержать совместную борьбу исламистов на юге Филиппин под знаменем «Ансар аль-Халифа». В 2015 году ее боевики также присягнули на верность аль-Багдади, объявив в 2017 году Хапилона эмиром ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) над всей Юго-Восточной Азией.
Несмотря на внимание, уделяемое этим группам как потенциальным лидерам нового международного исламистского фронта в Минданао, реальность такова, что они все относительно небольшие и не имеют возможности действовать за пределами регионов своего базирования. В то время как набег на Марави был дерзким, захватив внимание как филиппинских, так и международных СМИ, нужно помнить, что город лежит к северу от муниципалитета Бутиг, который находится в пределах зоны действия группировки. Успех нападения на Марави стал скорее признаком некомпетентности филиппинских сил безопасности и их неумения действовать во время кризисной ситуацией — чему уже были примеры в прошлом, нежели доказательство большой способности «Мауте» захватывать и удерживать территорию.
Каждая из этих экстремистских групп также страдает от внутренних расколов, которые подорвали их организационно-идеологическое единство. «Абу Сайяф» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) теперь разделена между двумя соперничающими друг с другом группировками: одной во главе с Хапилоном, которая действует в провинции Басилан, другая — под командованием Радуллана Сахирона в провинции Сулу. В то время как Хапилон явно заинтересован в укреплении репутации исламистов из «Абу Сайяф» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и налаживании связей группировки с иностранными исламистскими движениями, такими как ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Сахирон в гораздо большей степени лишен религиозных убеждений и выступает против взаимодействия с иностранцами в Минданао, поскольку он видит в них просто цели для ударов беспилотников США. По мнению большинства региональных комментаторов, когорта Сахирона эффективно действует как автономная группа, занимающаяся похищением людей ради выкупа, а также пиратством в Сулу и Целебесском море.
Раскол испытывает и ИБСБ, поскольку ее лидер Абу Бакар столкнулся с активными притязаниями на его позицию со стороны Шейха Мохидина Анимбанга, на стороне которого численное преимущество. Он также в большей степени заинтересован в достижении независимости мусульман моро в Минданао. Он не проявил никаких признаков стремления идти на создание связей с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Таким образом, крайне сомнительно, что эта группировка сможет стать необходимым локомотивом для дальнейших атак по всему Минданао, не говоря уже об остальной части Филиппин и Юго-Восточной Азии.
Признаки раскола проступили и в группировке «Мауте». По данным филиппинских военных, разногласия стали очевидны во время последних стадий нападения на Марави, а основное место в них занимали деньги и вопросы материально-технической поддержки. По мнению этих источников, казнь нескольких боевиков, пошедших вопреки руководству группировки, стало началом чисток в рядах радикалов, из-за чего в группировке наросла напряженность, а часть боевиков была вынуждена покинуть группировку.
Более того, неясно, насколько аль-Багдади готов поддерживать исламистские формирования на юге Филиппин. Ему еще предстоит полностью одобрить заявление «Мауте» о том, что Хапилон является эмиром Юго-Восточной Азии. Более того, аль-Багдади до сих пор проявлял сознательную неясность в отношении учреждения провинций своего халифата в Минданао.
Такой шаг, казалось, отражал негласное признание руководства ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) того, что исламистские движения, такие как «Абу Сайяф» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Мауте», не имеют инфраструктуры, территориальной глубины и организационного контроля, необходимых для создания формальной областной провинции для продвижения центральных проектов халифата, базирующегося на Ближнем Востоке (в отличие от исламистских движений в Нигерии, Ливии, Йемене и Сомали).
Реальная опасность, заключает автор, в Минданао состоит не в том, что остров превратится в оперативный плацдарм ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а скорее в том, что он может послужить важным перевалочным пунктом для граждан Малайзии и Индонезии, которые сражались в Сирии под знаменем группировки «Катиба Нусантара». На фоне того, как центральные территории ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) находятся под сильным давлением, как считает автор, коалиции во главе с США, исламисты-добровольцы во все большей степени будут стремиться покинуть Ближний Восток и направиться в Юго-Восточную Азию.
Если учесть ненадежность пограничного контроля, многочисленные неуправляемые территории, необузданную коррупцию и процветающий черный рынок оружия, южные Филиппины могут стать полезным материально-техническим центром для боевиков «Катиба Нусантара», стремящихся отточить свои боевые навыки, прежде чем вернуться на родину. Акцент президента Дутерте на войне с наркотиками усугубил эту возможность, не в последнюю очередь из-за того, что теперь у полиции, военных и разведывательных органов недостаточно необходимых ресурсов для мониторинга и отслеживания перемещения лиц, попадающих на Филиппины по нерегулярным каналам.
Александр Белов
Источник regnum.ru
Портал Богослов.ru приглашает Вас помочь в добром деле.
Поможем провести детский спортивный турнир http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75295
Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии (прп. Ефрем Сирин).