На северо-западе Ирана уничтожаются армянские церкви и могилы
События

«Это бывший уезд Салмаста Великой Армении, где разрушаются армянские церкви, расхищаются могилы, в том числе священнослужителей», – отмечает руководитель Агентства по исследованию армянской архитектуры Самвел Карапетян.

Село Паяджук, Иран. Место, где раньше находилась армянская церковь

«Разгромы осуществлялись после 2011 года, поскольку до этого периода могилы и церкви стояли сравнительно нетронутыми. Мы сравнивали фотографии, которые делали в том или ином месте до 2011 года, с состоянием, которое обнаружили во время нынешней экспедиции. Так, была разрушена могила архимандрита Егиазара в бывшей армянской деревне Паяджук – исчез хачкар (могильная плита с вырезанными на ней крестами), было перевернуто надгробие с надписью.

Могила архимандрита Егиазара в Паяджуке, Иран. Фото 2011 года

Могила архимандрита Егиазара в Паяджуке, Иран. Фото 2017 года

До переезда в Паяджук архимандрит был конгрегатом монастыря Сурб Бардухимеос - Святого Варфоломея - в селении Агбак. Оба села ранее входили в состав Великой Армении. Церковь в Паяджуке полностью исчезла. От нее и следа не осталось, как, впрочем, и от дома в 50 метрах от нее, где родился армянский поэт и писатель Раффи (настоящее имя Акоп Мелик-Акопян, род. в 1835 году в селе Паяджук Салмастского уезда Персии). В этой деревне было два кладбища – при церкви для духовенства Армянской Церкви, и обычное, где, впрочем, также есть захоронения священников. Оба кладбища вандалы разрушили», – говорит Карапетян.

Разрыая могила в селе Паяджук. Иран

Предметом исследований армянской экспедиции стали преимущественно бывшие армянские населенные пункты в Салмасте, где до 1906 года существовало 75 армянских деревень. Ныне это территория Исламской Республики Иран, называемая Западный Азербайджан. Ранее он еще назывался Атропатена. Массовый выезд армян здесь наблюдался в годы русско-персидской войны 1826-1828 гг., однако затем часть армян вернулась. Последний массовый отток из этой иранской провинции был отмечен в конце 1940-х годов, в период репатриации в советскую Армению. Ныне в бывших селениях армян живут курды или тюрки, а в городе одноименного уезда Салмасте проживает всего пятеро армян. Социальный уровень местного населения низкий, и, по мнению историков архитектуры, армянские могилы, церкви, школы и дома разрушаются кладоискателями. Повсюду, где побывали члены армянской экспедиции на местах могил и церквей были вырыты огромные ямы. «До пяти метров рыли расхитители могилы и внутри церквей. Были разворочены кости усопших, перевернуты плиты. Один из хачкаров – камней-крестов – наши специалисты обнаружили в пятиметровой яме. Вероятнее всего, искали какие-то украшения.

Церковь св. Иоанна в селе Сарна. Иран

В том же уезде Салмаст в селе Сарна были вырыты огромные ямы внутри армянской церкви Святого Иоанна. Там и у входа, и у алтаря было все перерыто. Уверен, что никого там за это не ловят и не наказывают. Причем наши специалисты говорят, что клад ищут не только в христианских могилах. Были случаи, что перерыты и мусульманские могилы», – сказал Карапетян.

Церковь св. Иоанна в селе Сарна. Иран

Историк архитектуры отметил, что правительство Ирана в целом хорошо относится к армянской общине, уважает традиции и религиозные предпочтения христиан. Некоторые памятники армянской истории, культуры и религии находятся под охраной правительства Ирана, однако в курдо- и тюрконаселенных провинциях с низким уровнем жизни отмечается пандемия кладоискательства.

Иран является одним из исламских государств, на территории которого на государственном уровне охраняются христианские храмы. Более того, армянский монастырь святого Фаддея включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. По мнению иранистов, со случаями расхищений армянских памятников и святынь, возможно, и вправду не знакомы в правительстве Ирана.

Наринэ Киракосян

Источник http://blagovest-info.ru


Портал Богослов.ru приглашает Вас помочь в добром деле.

Поддержим сестёр милосердия http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75303

Старайся приобрести в тесных обстоятельствах благоволение свыше. Дай взаймы Богу милосердие. Никто не раскаивался из принесших что-либо Богу (свт. Григорий Богослов).


Другие публикации на портале:

Еще 9