Значение профетизма в Библии
События
Часто книги поздних пророков в каноне еврейской Библии рассматриваются как дополнение к истории (ранним пророкам). Хронологически это неточно, так как пятеро поздних пророков (Иоиль, Иона, Аггей, Захария и Малахия) жили после пленения. Три большие книги (Исайя, Иеремия, Иезекииль) были из чисто практических соображений собраны в хронологическом порядке не раньше II века до н. э. Скорее всего, двенадцать книг малых пророков тоже расставлены в хронологическом порядке (хотя в Септуагинте он несколько нарушен).
Существует много аргументов в пользу гипотезы о том, что второзаконнические историки ссылались не столько на поздних пророков (за исключением Ионы в 4 Цар. 14:25 и Исайи в 4 Цар. 19:1-7, 20-37; 20:1-19), сколько на собрание высказываний, приписываемое Исайе. Пророки, упомянутые во второзаконнической истории, играют ту же роль, что и поздние пророки. Одной из главных целей историков периода пленения было объяснение причин сохраняющейся а памяти народа трагедии. Современники поднимали серьезные вопросы о правосудии и нравственности Бога традиционной религии, который, как им казалось, предал их воле судьбы. Ответ историков заключался в том, что еще со времен Моисея Яхве посылал «слуг своих — пророков», чтобы предупредить людей о последствиях их неверности. Таким образом, чтение древнейших пророчеств служило напоминанием о праведности путей Бога и изложением нравственных требований, накладываемых заветом с Богом (Зах. 1:1-6). В то же время тексты редактировались и дополнялись таким образом, чтобы они могли вселить уверенность в спасение, следующее за наказанием (Ис. 40-55; Амос 9:1-15; Мих. 4:1-5; Соф. 3:14-20; Иона), которое распространится также и на языческий мир (Ис. 45:22-23; 66:18-21; 19:24-25; Соф. 3:9-10; Иона).
Соотношение профетизма и закона является одним из наиболее важных и трудных вопросов в теологии Библии. Большинство этических учений пророков допленного периода было основано на законе, древность которого не подвергалась сомнению (ср.: Амос 2:8 с Исх. 22:26-27). В то же время эти учения внесли свой вклад в позднейшее изложение израильского законодательства. Пророки говорили о нарушении закона, изложенного во Второзаконии (Втор. 12-26), что, скорее всего, сказалось и на окончательной форме Декалога (Ос. 4:2; Иер. 7:9-10). Тенденция подчинения профетизма закону и Моисею, который стоит в основании того и другого, присутствует уже во Второзаконии, где тщательно обосновываются границы пророческой деятельности (Втор. 13:1-5; 18:15-22) и указывается, что профетизм есть более низкая форма посредничества между Богом и человеком, чем служение Моисея (34:10). Второзаконническая история обязывает пророков проповедовать закон и предупреждает людей о последствиях непослушания пророкам (например, 4 Цар. 17:13-20). Здесь можно найти обоснование точки зрения, ставшей нормативной в иудаизме, согласно которой главная задача пророка заключается в передаче закона Моисея каждому новому поколению ('Abot 1:1).
Другой способ восприятия пророческих текстов — чтение их в качестве предвидений будущего и проникновения в смысл истории. Выше уже говорилось о том, что эсхатологическое истолкование профетизма опирается на сам текст пророческих книг. Этому способу истолкования были привержены общины, появившиеся в конце периода второго храма (II век до н. э.). Например, автор книги пророка Даниила рассматривал пророческие книги как зашифрованный рассказ о будущем и особенно о судьбе той группы, к которой принадлежал он сам (Дан. 9:1-2). В кумранских комментариях присутствует мысль о том, что сами пророки не понимали смысла своих видений, он мог открыться только членам общины (1QpHab 7:1-2). Аналогичный подход можно найти в раннехристианских истолкованиях ветхозаветных пророчеств со ссылками на события в жизни Иисуса (Мф. 1-3) и возникновение и развитие христианства (Деян. 2:24-32; 15:15-18). Такой способ истолкования пророчеств, несмотря на его проблематичность, до сего дня остается основным в отношении христиан к еврейскому Писанию.
Эти традиционные подходы к профетизму в иудаизме и христианстве необходимо сопоставлять с результатами историко-критического исследования текстов, которое началось в середине XIX века и продолжается по сей день. Основной задачей этого исследований является выяснение первоначального значения текста в результате его критического прочтения. То же самое относится к цели и смыслу пророческих писаний. В целом историко-критическое исследование привело к следующему выводу: библейские пророки высказывались прежде всего по поводу современных им социальных и политических проблем, а не предсказывали будущее. Переосмысление традиции в процессе напряженного личного общения с Богом привело к появлению нового религиозного сознания, одновременно этического и духовного, которое отличалось от распространенных в то время религиозных представлений, концентрировавшихся вокруг обряда жертвоприношения. Сегодня стало очевидным, что многие выводы критических исследований Библии несли в себе следы культурных особенностей XIX и начала XX века, например традиционных представлений о развитии религии в духе эволюционной теории и переоценки роли ритуала. Тем не менее критическое переосмысление книг пророков оказало большое влияние на религиозную интерпретацию истории и на понимание социальной ответственности синагоги и церкви. Оно также дало нам более ясное понимание главного содержания профетизма и особенностей характера людей, призванных к особому служению.
- Джозеф Бленкинсопп. Введение в книги пророков.
Источник
Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru
Поддержим проект для слабовидящих и незрячих детей http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75317
Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются милостью (свт. Иоанн Златоуст).