Статья. История правового статуса Иерусалима от средневековья до нового времени
События

 

В 586 г до н э вавилонский царь Навуходоносор до основания разрушил Иерусалим, разграбил и сжег Храм Соломона; большинство жителей города было либо перебиты, либо уведены в плен за Ефрат: “ Так закончилась эпоха первого Храма”

Несмотря на бедственное положение древних иудеев, уже в 516 г д н э Храм был восстановлен, но с правовой точки зрения представляется интересным более поздний период, а именно 445 г д н э – реформы Нехемии и Эрзы, стараниями первого, молодого аристократа при дворе Артаксеркса, была проведена трудовая мобилизация, город был восстановлен и обнесен новой стеной: ”строившие стену и носившие тяжести одной рукой работали, а другой — держали копье” – это был первый шаг на пути восстановления Иерусалимского статуса иудейской столицы.

Помимо кризиса политического необходимо было устранить духовный кризис ветхозаветной церкви. Народ находился в томительном ожидании окончания гнета персидского царства, но с одной стороны не было духовного руководства, которое могло бы взять под контроль народную энергию, а с другой стороны авторитет пророческого обаяния постепенно угас в Израильском государстве: слово новых пророков напоминало огонь тлеющий, повторение известных откровений, ничего нового, поэтому, если задача политического восстановления легла на плечи Нехемии, то духовное бремя принялся нести книжник Эрза, а вместе с тем провел ряд  организационно-правовых велений.

Так, во-первых, в Иерусалиме была создана специальная комиссия, целью которой была перепись священников, вступивших в брак с иноплеменными язычницами, а также перепись остальных членов общины. Во-вторых, Эзрой был учрежден высший орган столичного самоуправления - Кнессет а-Гдола, состоявший из 120 несменяемых членов. Как правило, Эрзе, пришедшему в момент упадка ветхозаветной религии (будучи частью персидского царства многие евреи даже не помнили свой язык), приписывают обоснование иудейского изоляционизма, этакой культурно-религиозной стены между иудейским и персидским, а впоследствии и античным миром.

Начало эллинистической эпохи сложилось для Иерусалима весьма благоприятно: город сдался Александру Македонскому, не оказывая особого сопротивления, поэтому избежал серьезных разрушений. Великого полководца мало интересовала иудейская правовая и религиозная жизнь, в отличие от своих современников, он не стремился продвигать культ греческого пантеона и не навязывал городу собственное обожествление (в Египте Александра считали богом). Определенный исследовательский  интерес представляет относительно благоприятная эпоха начала правления Птолемеев – 4 век до н э.
Птолемеи проводили политику поддержания широкой автономии завоеванных территорий, что является вполне дальновидным шагом, учитывая полиэтнический характер их государства и множественность правовых систем, частью которых стала переведенная на греческий язык Тора, содержавшая нормы еврейского права. Иерусалим не составил в этом плане исключение: город был управляем посредством царских указаний (басилевс был источником закона и права) – простагматов и грамматов, а также имел, помимо продолжавшего функционировать Кнессета, суд “лаокрит”, состоящий из местных иудейских законников, который, находясь под контролем греческой администрации, должен был судить согласно с местными законами; существовал также специальный суд – “дикастерия”, который служил для разбирательства споров и деликтов между греко-македонскими общинами города (в основном управленцы и гарнизон) согласно полисному праву. Был и смешанный суд – “коинодикион” (koinodikion), который разбирал споры между представителями разных общин в соответствии с наиболее справедливой точкой зрения, а также в случае пробела в законодательстве – в таком случае приоритет отдавался царскому законодательству. Распространенная специализация судов, тем не менее, не означала осуществления правосудия по этническому или религиозному принципу: греческие и смешанные суды могли разбирать любые дела, в том числе и еврейские, если не было спора о праве или о специальном процессуальном  действии (например, о религиознообусловленной судебной клятве).

Относительно спокойное для вечного города правление династии Птолемеев сменилось более решительным и, в некоторой мере, легалистским правлением Сирийской эллинизированной империи, возглавляемой царствующей династией Селевкидов, которая к тому времени уже клонилась к закату, но, благодаря осторожности и политической чуткости царя Антиоха 4, еще была способна на завоевания. Средство для сохранения полиэтничной империи царь искал в принятии чрезвычайно жестоких законов, направленных на эллинизацию местного населения. Поначалу основным принципом такой политики была раздача привилегий подданным, следующим в русле греческой традиции, а также наделение городов, перенявших греческо-македонскую форму местного самоуправления и администрирования, статусом полиса. Еврейское население Иерусалима пассивно сопротивлялось введенным новшествам, что повлекло со стороны Селевкидской бюрократии  насильственную культурную интеграцию евреев в эллинистическое общество, ломку местных традиций: соблюдение Субботы и ряда других еврейских обрядов в Иерусалиме было запрещено под страхом смерти, первосвященник храма теперь  назначался с одобрения царя Антиоха IV, стены города были срыты, а храм, в ответ на возникшие иудейские волнения, разграблен и осквернен святилищем Зевса. Еврейское правосознание могло допустить многие несправедливости на свой счет, но осквернение храма вынести не могло:  в 167 г. до н.э. вспыхнуло, распространилось и закончилось победой восстание Маккавеев. После победы Маккавеев независимое еврейское государство просуществовало 103 года, до прихода римского полководца Помпея  в 63 г до н.э.

Определить что-либо относительно юридического статуса города во временных рамках от завоевания Иерусалима Помпеем до второго разрушения Храма представляется затруднительным по той причине, что письменный сведений по этому вопросу мало, а та информация, которая есть в наличии, опирается либо на личную компетенцию и полномочия римской администрации, либо на статус представителей и руководителей еврейской общины, еврейское священничество.

С момента завоевания вечного города и до смерти Ирода Архелая Иерусалим, хотя и утратил свои столичные функции, но продолжал сохранять некоторые атрибуты политической независимости, например, в городе продолжали править иудейские цари – “союзники Рима”, объем полномочий которых устанавливался римской администрацией, а повинности ограничивались уплатой налогов в Римскую казну. Первым правителем-союзником Рима был Иоанн Гиркан, который имел прерогативу на сбор налогов, отправление правосудия для автохтонного населения, а также отправление всех религиозно-обрядовых дел в соответствии со сложившимися традициями. Помимо этого, Помпеем было предпринято ряд мер административно-территориального характера, направленных на ослабление Иудеи: соседние с Иерусалимом эллинизированные города были переданы в подчинение сирийского наместничества и более не платили податей и сборов Иерусалиму.

Таким образом, несмотря на внешний контроль за городским  управлением и налоговые обязательства перед Римом, благодаря статусу римского союзника, город сохраняет некоторые остатки автономии.

На протяжении сотни лет положение Иерусалима в Римской империи изменялось, так с одной стороны реформы консула Авла Габиния преследовали цель подавить волнения еврейского народа дальнейшего раздробления иудейского государства в духе римского принципа “Divede et impera”, что проявилось в изменении и умалении политико-юридического положения Иерусалима : во времена Габиния город теряет свое значение формального центра подконтрольной Риму Иудеи и становится первым среди равных – теперь он центр одной из пяти административно-территориальных единиц  “синедрий” и, с точки зрения римской латинской юстиции, ничем не отличается о т положения в империи, например, таких городов как Иерихон, Хамадан или Гадераим; с другой стороны реформы Цезаря в 47 г до н э облегчили административный гнет римской власти и отменили многое сделанное Авлом, например, цезарь вернул старую систему административно-территориального деления самоуправляемых территорий – в Иерусалиме снова воцарился род этнарха Гиркана, но на этот раз за особые заслуги, а также за доблесть, проявленную в походе против Митридата, должность этнарха стала для Гиркана II наследственной – так постановил Цезарь.

Марк Антоний в целом продолжал линию Цезаря на расширение самостоятельности Иерусалима и окрестных территорий. Скорее всего, это связано с личными качествами первого иудейского царя Ирода Великого (Гиркан не был царем, его титул носил отчасти священническую, отчасти этническую компетенцию), злого гения иудейской истории, который добился доверия и расположения римской администрации, посредством подавления зелотских мятежников.  Правление Ирода ознаменовано возвращением престижа и административной силы вечному городу, крупными стройками, такими, как расширение Храма и постройкой Антониевой цитадели, поддержкой торговли. Приемник Ирода Великого – сын Ирод Архелай – не сумел достичь политических высот отца, упустил бразды правления Иудеей, в результате чего император Клавдий обратил ее в римскую провинцию во главе с наместником, который предпочитал жить в эллинском полисе, время от времени появляясь в вечном городе.

В 70 году город и Храм были разрушены. После этих событий история древнего Иерусалима заканчивается. Начинается новый период, история горда-колонии, основанного Адрианом,  Элии Капитолины.  Единственной примечательной правовой особенностью этого города-лагеря, по свидетельству Евсевия,  стал ценз оседлости еврейского населения – селиться в пределах города они не могли. 

Иерусалим возвращается на историческую сцену в эпоху правления Константина Великого в качестве священного христианского города в связи с постройкой Храма гроба Господня и проведением в нем церковного собора, который примирил христианскую церковь с арианами. Интересен вопрос о статусе Иерусалима в лоне христианской церкви,- тут важно отметить, что митрополия в Кесарии не всегда ладила с епископской кафедрой в Иерусалиме, чье влияние постепенно вышло за рамки некой ступени в церковной иерархии, что выразилось в поставленных на повестку дня Никейского Собора вопросах церковного регулирования, так из 20 канонов, принятых во исполнение церковной дисциплины, 6 и 7 посвящены привилегиям епископатов четырех церковных митрополий, в том числе Иерусалимской, а также содержат принципы взаимоотношений Иерусалимского епископа и митрополита Кесарии:
Так как по-прежнему сохраняются древний порядок и традиция почитания епископа Элии, то пусть он и далее обладает правами, соответствующими его высокому положению, не нарушая при этом статус митрополита...

Вплоть до 7 века византийские исследователи и богословы изучают христианские священные места и описывают, происходящие в вечном городе чудеса, так, например, историк Ермий Созомен пишет в 5 главе 4 книги своей церковной истории пишет, что  чрез сие явление на небе святого креста, весьма многие из иудеев и эллинов пришли к истинной вере и, приступив с покаянием ко Христу Богу нашему, приняли святое крещение. И все благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущного и Соприсносущного Отцу и Святому Духу.

В 614 году в ходе ирано-греческой войны шах империи Сасанидов Хорсов II практически  без боя занял вечный город, однако уже через 15 лет власть византийского базилевса снова возвращается в эти края, сопровождаясь значительными перестройками  укреплений города, что, тем не менее, не спасло город от нового соперника Византии Праведного Халифата.

Признание особого положения Иерусалима, как города, с которым связано религиозное наследие христиан, вопреки статусу митрополита, которым обладал епископ Цезареи, было своего рода "бомбой замедленного действия". Лихорадочная деятельность по выявлению в Иерусалиме христианских священных мест началась немедленно по завершении Никейского собора. Созомен, один из церковных историков, следующим образом связал два данных события:
Так закончился Никейский собор. Император был доволен тем, что вся церковь придерживается единого мнения по вопросу о догме. Принеся благодарность Господу за единство мнений, которое наблюдается среди епископов, решил он ради себя самого, ради своих сыновей и ради империи основать дом молитвы в Иерусалиме на месте, называемом Голгофа: в 638 году греки навсегда утрачивают политический контроль за городом, уступив его арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу, хотя талантливый император Иоанн Цимисхий в 10 веке снова завоевывает Палестину, сил, чтобы взять город, у него не остается. Халиф  частично снимает запрет на поселение евреев внутри города, разрешив 70 еврейским семьям расположиться в районе места, которое сейчас называется старым городом. Иерусалим снова утрачивает роль административного центра и его стены сносят.

Император Карл Великий положил начало процессу дипломатического решения обсуждения тех или иных статусных особенностей вечного города. В историографии западной и отечественной нередко переговоры 800 года трактуются как установление частичного имперского протектората над рядом правоотношений и связанных с ними материальных объектов, касающихся паломничества к святым местам, взамен предшествующего византийского влияния, что основывается на предполагаемых дружественных взаимоотношениях между Карлом Великим и халифом Гаруном ар-Рашидом. Несмотря на это, многие востоковеды, и среди них,например,академик В.В. Бартольд, полагают, что подобная теория взаимоотношений империи и халифата зиждется на гораздо более поздних попытках лидеров крестовых походов создать некий казус-белли, обосновать свое право на владения в Палестине, что тем не менее не умаляет роль Карла Великого в обеспечении финансовыми средствами христианских святынь, а также в строительстве церквей, больниц и гостевых дворов для паломников.

С 878 года по 1516 с переменным успехом город находился в руках египетского султаната, переходя иногда в руки крестоносцев. Как пишет еврейская энциклопедия, до начала крестовых походов Город не играл важной роли в политических событиях на Ближнем Востоке и лишь изредка упоминается в летописях; однако арабские историки сообщают, что правителей Египта погребали в Иерусалиме. Этот период характеризуется накаленной религиозной обстановкой в городе, которая иногда выливалась во взаимные погромы. Апогеем распрей стало выступление, скажем так, психически неуравновешенного халифа Аль-Хакима, который разрушил большинство церквей и синагог в период с  1009 году по 1019.

С 1099 года Иерусалим становится столицей Иерусалимского королевства. К сожалению, нельзя сказать что-то конкретное о Иерусалиме, опираясь на ассизы Иерусалимского королевства (часть из них была утеряна, а те, что найдены, опираются на толкование поздних средневековых юристов ), помимо того, что касается вассального права и отношения сословий. Так, ассизы раскрывают некоторые крупицы средневекового материального и процессуального права, суда для знати - cour des barons, а также некое подобие арбитражного суда для торговцев, суда для граждан (местные пользовались своими традиционными судебными инстанциями согласно обычному праву) под руководством виконта и 12 присяжных - basse cour и cour des bourgeois.
До 1187 года - Иерусалим является столицей королевства крестоносцев. Крестоносцы продолжают политику оседлости для евреев, а также, чтобы заселить город, привлекают туда арабов-христиан. Многие мусульманские мечети были превращены в церкви.

В 1260 году власть в регионе занимают Мамлюки – войны-наемники, комплектовавшиеся в основном из рабов, служившие когда-то египетским халифам. За вторую половину 13 века они сумели разбить монгольскую армию при Эйн-Хароде и выбили крестоносцев из Палестины. Система власти Мамлюков была представлена военной олигархией во главе с Султаном, распространившей на территорию Палестины военно-ленную систему управления и административно-территориального деления: все государственные посты были связны с землей, но не со знатностью рода; управление осуществлялось ради армии, во благо армии и на усиление армии. Верховная власть была сосредоточена в руках военачальников-эмиров, проводящих финансово-экономическую политику государства за счет ущемления торгового класса легальными методами (чрезмерная власть чиновников, а также усиление власти вообще в любой форме не приветствовалось в государстве-казарме) посредством сборов, штрафов, изъятий, нерыночного регулирования цены на ряд товаров и других методов узаконенных поборов.

Проведение такой грабительской, пусть и легальной, политики привело к убийству хозяйственной инициативы местного населения и экономическому упадку державу Мамлюков, однако Израиль пострадал от бунташных воинов больше, нежели другие области: опасаясь  возвращения крестоносцев, воины-рабы разрушили все портовые города — Акко, Яффу и некоторые другие,  -город оказался отрезан от торговли, деловая инициатива перешла к Александрии.
В 1517 году султан турецкий Селим разбил армию мамлюков и взял Каир. На 400 лет Палестина стала частью огромного Османского государства. Османскую административную территориальную систему управления  можно по праву считать, во-первых, чисто имперской, т.к. она совмещала и комбинировала высокую централизацию органов управления с широкими полномочиями наместников-визирей  турецких провинций-вилайетов. Во-вторых, в классическом европейском понимании она не была феодальной, а скорее религиозно-бюрократической, что выражалось, например, в совмещении больших контролирующих функций в сфере религиозной (в большей степени контролирующих, нежели репрессивных) с опорой на местные самоуправленческие традиции в той мере в коей это не входило в компетенцию оперативного руководства визиря.

Административные границы Израиля в это время часто менялись. В середине 16 века Палестина, входящая в состав провинции Дамаск, была разделена на 11 санджаков, затем начале 19 века Палестина разделилась на два эялета:  центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому эялету; Галилея и прибрежная полоса — к эялету Сидон.

В Османской империи евреи и арабы христианского вероисповедания имели правовой статус «зимми» — это группы, которые пользовались свободой естественных прав, а также имели возможность проводить обряды своего культа, но все же ущемлялись в некоторых политических и финансовых правах. Также зимми не имели права носить оружия и ездить на лошадях, но с другой стороны их освобождали от службы в армии (это правило менялось) и от уплаты закята. В целом турецкие султаны воздерживались от резких шагов в отношении своих подданных иноверцев, что привело к постепенному росту населения Израиля, была выстроена типография, Сулейман Великолепный обносит Иерусалим крепостной стеной, построенной на развалинах древних стен.
В конце 16 века начинается процесс обскурации османской империи;  главная опора империи – янычары – становятся теперь ее серьезной головной болью, угрожая постоянными восстаниями и требованиями повысить жалование. Таким образом, обнаружив кризисные явления, турецкая империя все больше сдвигается в сторону предпочтения легально-правовых и дипломатических методов регулирования, нежели использование силы. В 19 веке дипломатия и международное право становятся более надежным орудием в руках политиков, нежели запал военных на решительные действия: Турции приходится подстраиваться под элитную игру ведущих европейских держав. Это не могло не затронуть Вечный город… Продолжение следует

Евгений Дацун

Источник https://www.geopolitica.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9