Археологическая экспедиция, постоянно работающая в этом городе, обнаружила на сегодняшний день семь неизвестных храмовых сооружений, что говорит о высокой терпимости различных раннехристианских вероучений и других религий в то время. Известно, что христиане тогда исповедовали различные варианты нового вероучения, но почти всегда строили свои храмы в самом тесном соседстве. Более того, сосуществование различных церквей в одном святом месте было, по-видимому, нормой в те дни, и при этом они нередко существенно отличались по срокам строительства.
Гиппос был весьма оживленным и густонаселенным городом в течение нескольких тысячелетий, но затем это место вместе с его храмами было по каким-то причинам покинуто населением. По словам Марка Шулера, директора раскопок, это могло произойти из-за наступления эпохи массового безверия, либо потому, что какое-то из раннехристианских течений прекратило свое существование.
Как известно, в пятом веке среди ранних христиан кипели разногласия по вопросу божественности Христа. Одни из них держались монофизитской теория, или евтихианства – это христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе и отвергающая Его подлинное человечество. А другие, и в том числе епископы Гиппоса, отвергали монофизитство и держались халкидонских толкований (в 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии прошёл четвертый Вселенский собор, утвердивший нынешний текст Символа веры и осудивший монофизитство).
Споры, приведшие к Халкидону, кипели, в основном, между двумя важнейшими интеллектуальными центрами, двумя сердцами христианского мира – Александрией и Антиохией. Оба этих города были древнейшими центрами веры, оба считали себя преемниками великой традиции, и обладали в V веке большой властью и престижем. Чем яростнее варвары нападали на Запад, на Галлию, Испанию и Африку, тем более важную роль в политике и экономике уменьшавшейся империи играли Сирия и Египет, то есть Антиохия и Александрия. Кроме того, каждый город занимал свою особую позицию в спорах о природах Христа: Александрия твердо держалась веры в одну природу, тогда как Антиохия оставалась открытой для идеи о двух природах. Сам Несторий был во многом порождением Антиохии, и его самыми яростными противниками были именно александрийцы.
Участник экспедиции, профессор университета Конкордии, поясняет, что во время существования найденных храмов монофизитские верования все еще были распространены в Палестине, но ситуация изменилась примерно в 516 году, когда апостол Иоанн, в то время патриарх Иерусалимский, принял постулаты Халкидонского собора. Это же вероучение исповедовал и Петр, преемник Иоанна, участник второго Синода в 538 году. Участником этого Синода был и епископ Гиппоса, а это означает, что население древнего города уже исповедовало в то время халкидонский вариант вероучения. Наряду с христианством население этих мест исповедовало также иудаизм, поэтому точную принадлежность храмов еще предстоит установить.
Источник http://www.sedmitza.ru