Эскизы архитектора В. А. Косякова к Морскому Собору в Кронштадте
События
Благодаря единому замыслу зодчего работы разных художников, исполненные в различных материалах и техниках, слились в гармоничный ансамбль.
В архитектуре и оформлении собора прослеживаются как традиции византийского и древнерусского искусства, мотивы Возрождения, а также элементы стиля модерн.
Помимо чертежей архитектором В. А. Косяковым при участии его брата было выполнено большое количество живописных и графических эскизов общих видов интерьеров, архитектурных элементов, деталей убранства, решеток, фонарей, лампадок и т.д. являющиеся самостоятельными произведениями искусства. Эскизы были опубликованы в журнале «Зодчий», а также имеются зарисовки в собрании ГАСУ.
В архитектуре и оформлении собора прослеживаются как традиции византийского и древнерусского искусства, мотивы Возрождения, а также элементы стиля модерн.
Помимо чертежей архитектором В. А. Косяковым при участии его брата было выполнено большое количество живописных и графических эскизов общих видов интерьеров, архитектурных элементов, деталей убранства, решеток, фонарей, лампадок и т.д. являющиеся самостоятельными произведениями искусства. Эскизы были опубликованы в журнале «Зодчий», а также имеются зарисовки в собрании ГАСУ.
Эскизы иконостаса собора ( сам иконостас был выполнен скульптором М. Н. Поповым) сочетают множество декоративных элементов – мраморная резьба, колонны из красного мрамора, использования драгоценных камней, горного хрусталя, литье из бронзы и серебра- все это облачено в сложный орнамент из христианской символики. В эскизах иконостаса видны иконы сочетающие академический стиль с модерном и похожие по стилистике с
работами В. М. Васнецова.
В процессе реставрации эскизы послужили отправной точкой для воссоздания облика Собора. Также было отмечено, что роспись Собора является самостоятельной по отношению к эскизам. Большое влияние на стилистику живописного убранства собора оказал Михаил Васильев, выполнивший роспись купола алтаря и руководивший бригадой художников, К. С. Петров-Водкин ( композиция «Благовещенье») .
Отдельно следует отметить «морскую» тематику в убранстве собора, подчеркивающую его значение как главного храма Российского Флота. Это различные мотивы в резьбе( например, орнамент из морских водорослей в капителях храма, вместо общепринятых листьев аканта), переплетение из якорных цепей, канатов, кораблей, рыб, стилизованное изображение волн в повторяющихся элементах орнамента и т.д.
Морской Собор в Кронштадте-деталь северных хоров
Часовня главного портала
Сени над главным престолом
Рисунок престола боковых приделов из белого мрамора, ляпис-лазури и бронзы
Кафедра для Морского Собора в Кронштадте
Киоты из бронзы над дьяконскими вратами иконостаса
Рисунок престола главного придела из белого мрамора, ляпис-лазури и бронзы
деталь южных хоров Морского собора в Кронштадте
деталь южных хоров Никольского Морского собора
Царские Врата боковых приделовЦарские Врата главного придела
Южная стена внутри храма
престолы- главный и боковые
Киоты у северной и южной стены
Сени над главным престолом Морского собора в Кронштадте
Морской собор в Кронштадте- главный хорос