Орнаментика книг московской печати 16-17 веков.
События

Для начала, следует сказать несколько слов о личности автора сборника:Зернова, Антонина Сергеевна (1883-1964), российский историк книги, библиограф. Основные труды по истории книгопечатания в России; сводный каталог «Книги кирилловской печати, изданные в Москве в 16-17 вв.» (1958). Никто лучше ее, подробнее и детальнее не знал старопечатной кириллической книги. В течение сорока лет изучая ее во всех деталях, делая это с великой тщательной внимательностью, А.С. Зернова была не просто умной и щедрой хозяйкой организованного ею раздела старопечатной русской книги в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина. Являясь квалифицированным историком, получив высшее специально-историческое образование, А.С. Зернова свое «знаточество» сумела поднять до степени настоящего научного осмысления. Ей многим обязана наука о старопечатной русской и украинской книге; в самое последнее время А.С. Зернова обратилась к изучению книги белорусской. Не столь многие печатные труды А.С. Зерновой являются примером исключительно добросовестного, строго систематизированного, обдуманного и проверенного знания. Ей пало на долю опубликовать найденные уникальные памятники старинной нашей печати (ее первая работа — «Памятник нижегородской печати 1613 года» в Сборнике Публичной библиотеки имени В. И. Ленина, т. I, М., 1928) и издать замечательные альбомы орнаментов московских старопечатных книг (1952, 1963), образцовые каталоги их («Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI—XVII веках, сводный каталог, 1958) и высокополезное методическое руководство по описанию старопечатных книг (опубликовано в «Трудах» Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, т. IV, М., I960). Высокопринципиальная, требовательная и к другим и, в первую очередь, к себе самой. А.С. Зернова пользовалась в кругах исследователей старопечатных книг у нас и за рубежом неоспоримым авторитетом. В своей работе о Московском книгопечатании XVII века Н.П. Киселев справедливо назвал ее «главою советских книговедов, изучающих кириллическую печать», ее труд — «поистине подвижническим». Здесь хотелось бы очень коротко указать на некоторые наиболее важные научные достижения или открытия А.С. Зерновой. Нельзя не напомнить, что после опубликования уникального «нижегородского памятника» 1613 года (исключительно интересного по патриотическому звучанию короткого рассказа печатника Никиты Фофанова об учреждении типографии в русской провинции во время, ближайшее к изгнанию интервентов из Москвы) А.С. Зернова впервые в статье сборника «80 лет на службе науки и культуры нашей родины» (1943) выступила с ясным и популярно наглядным рассмотрением вопроса о наличии в Москве типографии и группы печатных книг, изданных до первопечатника Ивана Федорова. Стала широко известною ярко и талантливо написанная ею книга «Начало книгопечатания в Москве и на Украине» (М., 1947). Здесь впервые сгруппированы и поставлены в хронологически-последовательный ряд анонимные дофедоровские издания; из шести известных таких изданий к годам до «Апостола» Ивана Федорова А.С. Зернова отнесла четыре, два — ко времени после «Апостола». В последние годы А.С. Зернова, изучая литографированные таблицы старой печати в наследии А.Е. Викторова, указала и на существование еще седьмой книги той же анонимной типографии. Нет сомнения, что эти ее выводы остались прочно принятыми нашей наукой. Нельзя не оценить достаточно высоко работу А.С. Зерновой над заставками московских старопечатных книг. На ее «Альбомы» будут ссылаться всегда. Некоторые наблюдения А.С. Зерновой, например о заставке из третьего анонимного Евангелия как копии с заставки Ивана Федорова из «Апостола», являются образцовыми. С великой скрупулезностью следила А.С. Зернова за «жизнью» орнаментики старопечатных книг, установив пользование в типографиях Украины заставками Ивана Федорова вплоть до XVIII века. Изучение заставок как средства определить место и время издания книги доведено было А.С. Зерновой до почти идеального совершенства, и не раз позволило советским ученым делать весьма важные исторические выводы — например, о том, что найденный в Англии анонимный «Букварь» относится не к московской, а к Острожской печати. А.С. Зерновой принадлежат интереснейшие исследования о книгах, близких к первопечатным, найденных в зарубежных библиотеках (1957—1959 гг.). Последние по времени работы ее о типографии-Мамоничей в Вильно (1959), о Петре Мстиславце (1963) дают широкую картину развития старопечатной книги в Белоруссии. Обаятельный и скромный человек, не терпевший никакой фальши, неизменно дружелюбный ко всем своим товарищам по специальности, сотрудникам по библиотечному труду, А.С. Зернова сохранила до последнего дня своей долгой жизни замечательную работоспособность, не мыслила себе жизни без научной книговедческой занятости. С 1958 года будучи на пенсии, оставаясь членом Ученого совета Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, А.С. Зернова регулярно посещала ее хранилища, изучала, сопоставляла, описывала, делилась своими наблюдениями, стремилась создать вокруг себя школу. Она осталась незаменимой во всем своеобразии ее роли как первооткрывательницы. Ее светлый и подлинно благородный облик останется на долгое время примером для ее смены.

Ссылка на альбом

Другие публикации на портале:

Еще 9