Учебники по основам религиозных культур и светской этики будут подготовлены в срок - представитель Минобрнауки
События

Ответственный секретарь Совета рассказала, что, формируя этот рабочий орган, в министерстве образования старались соблюсти баланс: например, в разработке учебного курса по основам исламской культуры принимают участие представители трех крупных мусульманских организаций России: Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман России и Координационного совета мусульман Кавказа. А православие в этом рабочем органе представлено не только Московским Патриархатом (в лице епископа Зарайского Меркурия, руководителя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации), но и Русской Православной Старообрядческой Церковью (протоиерей Евгений Чунин). «В поручении президента звучало: "Основы православной культуры" (ОПК), а не говорилось об "Основах православной культуры в видении Московского Патриархата", поэтому министерство пригласило к участию все религиозные организации, которые представляют данную конфессию», — пояснила Е. Романова.

Непосредственной задачей Совета является подготовка учебных пособий по всем шести модулям нового курса (основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, история мировых религий и светская этика), для этого создана специальная рабочая группа под руководством известного религиоведа, профессора Марианны Шахнович, сообщила Е. Романова. По ее словам, большинство религиозных организаций уже готовы представить 7 декабря на заседании Совета свои учебники по основам соответствующей религиозной культуры. Ответственный секретарь Совета подчеркнула, что все пособия будут разработаны на единой методической основе. Добиться этого было непросто, т.к. «у всех религиозных организаций, а также у РАН и РАО свое видение», подчеркнула она. Но к общему знаменателю все же удалось прийти: «В результате у нас не будет того, чего мы боялись: приходят дети на урок ОПК, у них учебник в 90 страниц, а учебник, например, по основам иудаизма – 30 странниц. И тут может начаться: вот у нас учебник толще, значит, у нас умнее, а стало быть, и важнее…»

Что касается учебника по ОПК, то руководство Совета, по словам Е. Романовой, старалось объяснить представителям Московского Патриархата и Старообрядческой Церкви, что «34 учебных часа, две четверти для детей – это не то поле, где можно говорить о разногласиях, это то поле, где нужно говорить о чем-то едином». Как пояснила Романова, Московский Патриархат рекомендовал два учебника по ОПК – под редакцией протодиакона Андрея Кураева и Людмилы Шевченко; разработку учебного пособия со стороны старообрядцев курирует Алексей Муравьев. Е. Романова выразила надежду, что эти люди, которые являются «давними знакомыми», найдут общий язык и будут транслировать в своих пособиях «позицию единую, ровную, общую».

«Конечно, сложнее всего сейчас иудеям», — отметила далее Е. Романова и пояснила: «У них учебника такого уровня не было, а все, что было до этого, подготовлено для негосударственных школ с этно-культурным компонентом, и по своему содержанию эти учебники не всегда являются культурологическими. Но это можно сказать и о других учебниках, в том числе и о православных, что ж скрывать».

Отвечая на вопрос о том, что из предложенных модулей Совет может порекомендовать протестантским семьям, Е. Романова сказала: «Протестанты – это и для нас больной вопрос. Наше высокое руководство не сочло возможным учесть их как отдельную конфессию. Но появившийся курс по истории мировых религий подразумевает не только, что туда пойдут люди, которые хотят узнать обо всем, но и как раз в этом курсе будет отражено видение протестантских конфессий. Эти конфессии для России, особенно для отдельных ее регионов, являются столь же традиционными, как, например, и буддизм, имеющий 300-летнюю историю в России, а протестанты, в некотором роде, даже большую историю имеют. Мы постараемся отразить эти направления еще и в книге для учителя».

Говоря о подготовке учителей по новому курсу, представитель Минобрнауки отметила, что количество специалистов в каждой школе зависит от выбора родителей четвероклассников, т.е. далеко не в каждом образовательном учреждении будет шесть учителей. Но в обязательном порядке в библиотеке каждой школы, участвующей в эксперименте, будет комплект всех шести учебников, чтобы учитель мог ознакомиться с ними, представлять себе другие курсы и соотносить свой предмет с ними. Е. Романова подчеркнула также, что, при наличии разных учебников для детей книга для учителя будет единой, ведь «ребенок может задать любые вопросы, в том числе – по другим религиям, и важно, чтобы учитель «не поплыл».

«Самая важная для нас позиция – учитель, т.к. именно он транслятор знания, и именно от этих Марь Иванн, которые будут преподавать новый курс, зависит отношение родителей, других учителей, детей. Учитель – это стержень», — сказала Е. Романова. Она добавила, что для переобучения и повышения квалификации учителей на местах министерство будет привлекать авторов учебников, организовывать своего рода «передвижные бригады», которые будут «гастролировать» по регионам, чтобы учителя могли услышать все разъяснения «из первых уст». «Иного выхода у нас сегодня просто нет. Времени осталось очень мало», — завершила представитель министерства образования и науки.

Напомним, что в порядке эксперимента первые уроки основ религиозной культуры и светской этики должны пройти в школах 19 регионов РФ уже в начале IV четверти, т.е. в начале апреля 2010 г.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9