Бари. Базилика Сан-Никола
События

Кроме того, базилика издавна была экстерриториальной, т.е. независимой от архиепископа Бари; после объединения Италии Сан-Никола приобрел статус "дворцовой церкви" (palatina); в результате примирения Италии и Святого престола в 1929 году она оказалась подчинена напрямую папе. Канонический статус базилики Сан-Никола регулируется тремя последовательно изданными апостольскими конституциями (1951, 1968, 1989 годы, с ними можно ознакомиться здесь); особу папы представляет delegato pontificio, впрочем, этот титул традиционно закреплен за правящим архиереем Бари-Битонто. Управление базиликой поручено папой монахам - доминиканцам.

Базилику начали строить на месте прежнего дворца катапана (византийского наместника в Южной Италии) в 1087 году, сразу же по прибытии в Бари мощей святого Николая. 1 октября 1089 года уже построенная крипта была освящена папой Урбаном II, в присутствии братьев-соперников Рожера Борсы и Боэмунда Тарентского; тогда же в нее были перенесены мощи городского патрона. В 1098 году в еще не завершенном соборе состоялся под председательством того же Урбана II большой собор,  одной из главных (увы, нерешенных) задач которого было прекращение схизмы Римской и КПольской церквей. В 1103 году документы упоминают о базилике как об уже построенной; в самой же церкви находится памятная доска, указывающая на освящение 1197 года в присутствии императора Генриха VI.

Следует помнить, что базилика Сан-Никола была единственным городским зданием, пощаженным Вильгельмом Злым при разрушении мятежного Бари в 1156 году. Разумеется, в последующие века в базилике происходили различные трансформации (например, расписной кессонированный потолок появился лишь в XVII столетии), но в целом можно говорить, что Сан-Никола - это храм XI - XII веков (вспомним, что собор Сан-Сабино в нынешнем виде - детище XII - XIII столетий), старейшее городское здание.

Начинаем осмотр с главного, западного фасада, выходящего на небольшую площадь.
001-западный фасад.jpg


002-западный фасад.jpg

003-западный фасад.jpg

Как видно из фасада, церковь Сан-Никола - трехнефная базилика; из сравнения высот главного и бокового нефов можно догадаться, что внутри нас ждут настоящие, а не фальшивые (как в соборе) матронеумы. Колокольни у Сан-Никола почему-то не получились, хотя две башни, которые должны были колокольнями стать, явно видны. Сан-Никола на сто лет старше собора, а потому внешне выглядит гораздо строже, чем собор.
Вот, например, фронтон: окна-розы еще нет, а в соборе их несколько; щипцы тоже выглядят попроще, и никаких зооморфных метоп наверху тоже не наблюдается.
004-фронтон.jpg

Метопы с изображениями есть только на левой башне:
005-метопы слева на фасаде.jpg

Главный портал:
006-главный портал.jpg


Венчает конструкцию портала сфинкс:
007-главный портал (деталь).jpg

Верхняя часть портала поближе:
008-главный портал (архивольт).jpg

Теперь внимание на архивольт:
009-главный портал (архивольт крупнее).jpg

010-главный портал (архивольт, левая часть).jpg

011-главный портал (архивольт, центр).jpg

012-главный портал (архивольт, правая часть).jpg


Собственно двери обрамлены еще одной лентой изображений:
013-портал.jpg
Судя по всему, центральная сцена здесь - это перенесение мощей святого Николая с корабля в город. По преданию, быки, запряженные в повозку, неожиданно встали у бывшего дворца катапана, из чего был сделан вывод, что святитель пожелал почивать именно здесь.
014-портал (левая часть).jpg

015-портал (центр).jpg

016-портал (правая часть).jpg

Сопутствующие сцены мне остались непонятными. К сожалению, более или менее читаема лишь левая часть портала, правая же "расплылась" совсем. Смотрим левую часть снизу (от теламонов) вверх:
017-теламоны.jpg

018-портал (деталь).jpg

019-портал (деталь).jpg

Все это полустертое великолепие опирается на двух мраморных быков, напоминающих нам о быках, на которых мощи святого Николая прибыли на место будущей базилики:
020-коровы.jpg

021-коровы.jpg

Теперь переходим к южному фасаду церкви (во двор можно свободно пройти и с площади, и через собор):
022-южный фасад.jpg
В соборе Сан-Сабино мы уже видели схожую конструкцию: южный рукав трансепта имеет собственный  фасад. В соборе на этом фасаде есть и окно-роза, и фигуры животных; в базилике же Сан-Никола этот фасад строг и лишен вольных украшений. Немудрено, напомню, что строители собора подражали базилике, но, поскольку дело происходило на сто лет позже, художественный вымысел был уже изощреннее)))
Кстати, и внешняя галерея в соборе тоже пущена именно по южному фасаду - еще одно подражание базилике святого Николая.

На южной стороне имеется свой портал, но, к сожалению, очень пострадавший от времени.
023-южный портал.jpg

024-южный портал (люнет).jpg
Что там за фигуры украшали капители, теперь можно лишь гадать.

Возможно, что и в основании колонн изначально были не черепашки, а какие-то более серьезные животные; эх, время-время...
025-левая черепашка.jpg

026-правая черепашка.jpg
На сайте базилики написано, что эти черепашки некогда были львами; вот что делает с людьми старость и плохая погода!

Левая сторона портала снизу вверх:
027-южный портал (левая сторона).jpg

028-южный портал (левая сторона).jpg

А теперь правая сторона:
029-южный портал (правая сторона).jpg

030-южный портал (правая сторона).jpg

На этом мы прервемся. Северную и восточную стороны базилики мы поглядим в следующий раз, а потом пойдем внутрь.

Источник sibeaster.livejournal.com

Другие публикации на портале:

Еще 9