опорные социальные группы (с учетом специфики региона, но студенты – обязательно);
группы влияния (политики, общественные деятели, религиозные лидеры, крупные предприниматели, ведущие журналисты);
уязвимые группы населения (молодежь, женщины, различные меньшинства).
Каковы же оптимальные условия манипуляций сознанием, т.е. характеристики объекта? Именно здесь кроются основные причины уязвимости молодых людей перед лицом этой пропаганды и комплексного воздействия.
Во-первых, у них, что называется, маленькая «карта мира» (дальше своего аила никуда не выезжал).
Во-вторых, у них ослабленные фильтры критического восприятия действительности. Это связано, прежде всего, с падением общего образовательного уровня в республике, с отсутствием мировоззренческой подготовки в школах и ВУЗах, с глупой концепцией «деидеологизации» в системе образования и официальной государственной пропаганде, где с экранов телевизоров фарисействуют об общечеловеческих ценностях и т.п.
В-третьих, исследователи фиксируют, т.н. «нересурсные состояния объекта» манипуляции. Это, прежде всего, бедность, развод родителей или уже самих молодых людей, вследствие этого, или по иным причинам, депрессия.
В-четвёртых, десоциализация в виде утраты важных, ценностных критериев принадлежности к значимой группе.
Наконец, это желание уйти с периферии социального поля. Самое важное для молодых людей в этом состоянии это убежденность, что «со мной/с нами должны считаться».
Исследователи разных стран СНГ установили характеристики оптимальных объектов манипуляции сознанием на примере вербовок в квазирелигиозные секты:
истероиды,
лица с паранойяльной настроенностью,
психастеники,
зависимый тип личности, лица из семей с гиперопекой,
лица из неполных семей,
лица из асоциальных семей,
лица с ограниченными физическими возможностями,
лица, пережившие тяжелые психотравмы,
лица с развитым эйдетическим восприятием (галлюцинация наяву),
лица, склонные к конфабуляциям (разновидность «ложных воспоминаний», «галлюцинации воспоминания»),
дети и родственники т.н. «культистов», сектантов, террористов.
Много лет назад, знаменитый психолог Курт Левин установил этапы трансформации личности в результате манипуляций. Оказалось, что они полностью совпадают с методикой вербовки в группы экстремистской направленности:
размораживание, т.е. процесс разрушения личности, в том числе в результате гипноза, индивидуального или группового давления;
изменение, т.е. навязывание нового мировоззрения (с помощью техник идеологической обработки – тренингов, лекций и т.д.). Индикатор проводимых изменений сознания – призыв порвать с микросоциумом, культурной, религиозной средой, формирование новой идентификации;
замораживание, т.е. укрепление новой личности и ее консервация, в том числе в результате совместной деятельности, продвижения по иерархии. На этом же этапе происходит усвоение новой риторики и новых моделей поведения. Прежде всего, речь идет об обязательстве поддерживать новую группу, например, участвовать в ее финансировании, воевать за нее.
В.Бортник
Источник templ.pro