Сегодня Греция насчитывает около 1000 монашеских обителей. И все они, в основном, малочисленны. Редко где живет более 40 человек. Обычно насельников – от двух до десяти. Много обителей находится на островах, которых в составе Греции более двух тысяч.
На островах Эгине и Патмосе расположено несколько монастырей, которые пока мало известны в России, но очень любимы православными христианами других стран. Предлагаем нашим читателям совершить путешествие в Грецию и познакомиться на страницах «МВ» со святыми местами Вселенского Православия, где пребывает дух древнего иночества, где продолжаются вековые традиции, на которых, как на мощных столпах, монашество стоит и доныне.
Читайте в журнале:
Эгина и Патмос: острова изгнания – острова надежды
Когда приезжаешь в порт Афин, непременно увидишь остров. Это Эгина. До него около 30 километров по воде. На Эгине 7 монастырей. Эгина – остров особый, здесь подвизался покровитель греческого женского монашества святитель Нектарий Эгинский. Драматична биография этого святого: он был оклеветан, лишен должности и долго не мог найти себе места служения. Так продолжалось 30 лет, и до конца своих дней он не встретил понимания и поддержки. Святитель Нектарий основал на Эгине женский монастырь, который в наши дни является излюбленным местом паломничества православных греков.
Греческий остров Патмос известен каждому православному христианину. Если Иерусалим – это начало Евангелия, то Патмос – его завершение. Согласно Преданию сюда за проповедь христианства был сослан апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он прибыл на остров в цепях словно узник. Эти цепи, как величайшая святыня, хранятся в месте, которое называют «Пятым Евангелием» – в пещере Апокалипсиса, где апостолу Иоанну был Глас Божий, открывший ему то, что ожидает Церковь и все человечество в конце времен и где он создал самую загадочную из книг Библии – Откровение (по-гречески – Апокалипсис). На острове находится один из крупнейших монастырей Греции. А всего их на Патмосе четыре. Читайте об этом репортаж Елены Галкиной.
Геронтисса Феодосия: «Игумения должна быть для сестер настоящей мамой»
Свято-Троицкий женский монастырь на греческом острове Эгина каждый год привлекает тысячи паломников, невзирая на экономический и духовный кризис, который, по мнению насельниц обители, существует сейчас в Греции. Люди едут к одному из самых почитаемых греческих святых нового времени – святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, или, как его называют теперь, Эгинскому. У паломников, приезжающих в монастырь, происходят видимые и невидимые глазу чудеса. Троицкая обитель – не только центр паломничества, но и дом для 16 монахинь, чьими трудами и молитвами здесь поддерживается духовная жизнь.
Афонская благодать в северной столице
Духовный центр всего православия – афонское монашество – всегда рассматривался как образец монашеской жизни, к идеалу которого стремились и основатели русских монастырей. Создавая обители в России, они перенимали живой опыт иноческого делания афонитов, который никогда не переставал быть востребованным. Воскресенский Новодевичий женский монастырь в Санкт-Петербурге – один из ярких примеров духовных скреп Афона и России.
Сольба: монастырь в лесу
Как создать жизнь на острове? Как построить монастырь среди глухого леса, далеко от населенных пунктов – с нуля, на болоте и свалке? Более того, провести в лес коммуникации, построить 10 храмов, устроить детский приют и среднюю школу? Приезжайте в Николо-Сольбинский женский монастырь в местечке Сольба Ярославской области, чтобы убедиться воочию: у Господа всё возможно. Репортаж подготовила Христина Полякова.
Там, где живут аисты
Иеромонах Сергий (Филиппов) несет послушание настоятеля подворья Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумарокове Рузского района Московской области. Из монашествующих он здесь один. Однако было бы ошибкой считать монастырскую жизнь вдали от столичного мегаполиса спокойной и размеренной – проблем и забот хватает. К тому же подворье в Сумарокове отличается активной просветительской и миссионерской деятельностью. Корреспондент «МВ» Татьяна Карасева побывала на одном из таких событий.
Русь непреходящая
История некоторых картин, посвященных теме Православия и монашества в частности, потрясает своим величием, трагизмом и удивительной судьбой. На незаконченном шедевре выдающегося русского портретиста, иконописца, монументалиста XX века Павла Корина «Реквием, или Русь уходящая» воинство Христово в лице монашествующих – известных и неизвестных героев своего времени – в черной скорби и страшном горе стоит на последней Литургии 1918 года в Успенском соборе Московского Кремля и молится за святую Русь, за Православную Церковь. Данной теме посвящена статья Татьяны Васильевой в рубрике «Искусство».
Святитель Нектарий Эгинский: поношения и клевету претерпевший
Каждый Христа ради подвизающийся, помимо труда, посвященного церковному служению, обязательно ставится перед необходимостью совершения особого, внутреннего, подвига. И чаще всего именно этот подвиг, иногда внешне незаметный, приводит человека в Царство Небесное. В остальном мы – рабы неключимые – делаем то, что обязаны. Для святителя Нектария Эгинского (Кефаласа), митрополита Пентапольского, таким подвигом было мужественное, смиренное терпение зависти и клеветы. Предлагаем вашему вниманию материал о святителе постоянного автора «МВ» Анастасии Михалос.
Приобрести журнал «Монастырский вестник» можно в книжных лавках ставропигиальных монастырей г. Москвы и Московской области, а также в магазинах «Сретение», «Риза», «Православная книга», «Троицкая книга», ТД «Библио-Глобус» и др.
Чтобы получать журнал по почте, свяжитесь с отделом распространения 28petrovka@gmail.com, тел.: (495) 796-14-95.Источник monasterium.ru