Где:Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, РГБ, 3-й подъезд, 4-й этаж, Музей книги. Когда:1 ноября — 31 декабря 2016 года, понедельник — суббота, 09:00—20:00
В постоянной экспозиции Музея книги РГБ в разделе «Структура и основные элементы книги» представлены экземпляры с великолепной красоты обрезами. А мини-выставка расширяет эту тему, чтобы показать ещё больше сокровищ из фонда Российской государственной библиотеки посетителям Музея книги. И показывая книгу как предмет материальной культуры, хранители учат гостей музея (а нередко это школьники, студенты, молодёжь) видеть не только информационную функцию книги, но и воспринимать её как драгоценность.
Трудность демонстрации книги в том, что она — предмет трёхмерный. И невозможно показать сразу все элементы — титульный лист, переплёт, обрез, форзац, шрифт и иллюстрации. Приходится выбирать для одной выставки что-то одно. И в этот раз сотрудники НИО редких книг предлагают нам сосредоточить внимание на обрезах.
Итак, что же это такое? Как говорит нам «Словарь терминов» на тематической странице Российской государственной библиотеки, посвящённой книжным памятникам, «обрез — поверхность торца книжного блока, обрезанного, как правило, с трёх сторон для выравнивания составляющих его листов. Различаются верхний, боковой и нижний обрезы».
Формируя экспозицию мини-выставки, её создатели стремились показать всё возможное разнообразие книжных обрезов, которое поместилось бы на ограниченном пространстве. Нам показывают обрезы, разные по размеру, месту оформления (Западная Европа и Россия), времени, когда книга была переплетена (от XVI до начала XX века), и конечно, разные по техникам оформления.
Сверху: Haußtafel des Catechismi Außgelegt: Ein sehr nützlich Christlich Büchlin, von Geistlichem, Weltlichem und
Haußregiment, und allen Stenden. Авторы: Hieronymus Weller (1499—1572), Valentin Winsheim (1521—1591), Justus Jonas (1491—1555). Leipzig, 1562. Переплёт Якоба Краузе. Отдел редких книг РГБ
Снизу: Herodoti halicarnassei historiae libri IX. Interprete Laurentio valla. Eiusdem herodoti libellus de vita homeri, interprete Conrado heresbachio. Utriusque translationem emendauit Sebastianus castalio. Basel, Hieronymus Curio, Heinrich Petri, 1559. Переплёт Якоба Краузе. Отдел редких книг РГБ
Уже в XIII веке книжные обрезы стали украшать золотом. Золочение защищало рыхлый край бумаги, страницы плотнее прилегали друг к другу, и это не давало пыли проникнуть внутрь тома. Если мы присмотримся к книгам, размещённым в витринах мини-выставки, то увидим, что нижний обрез выглядит, как правило, ярче верхнего и бокового, потому что плотно прижат к полке и меньше пылится.
В XVI веке в искусство переплёта пришла мода на обрезы (да-да, книжное оформление следовало за модой своего времени и подчинялось ей!). Обрезы стали богато украшать, а чтобы не прятать такую красоту, нередко владельцы ставили книги на полки корешком к стене, а обрезом наружу. Среди переплётчиков появились настоящие звёзды, чьи имена дошли и до нашего времени. В экспозиции выставки «Книга как предмет искусства. Книжные обрезы» — работы такого мастера. Якоб Краузе, придворный переплётчик курфюрста Саксонии Августа I (правил с 1553 по 1586 год), известен и специалистам-книговедам, и библиофилам, и многим любителям книжного искусства. В издательстве РГБ «Пашков дом» в 2015 году вышла книга Татьяны Алексеевны Долгодровой, доктора исторических наук, сотрудника НИО редких книг РГБ, «Каталог переплётов Якоба Краузе и мастеров его круга».
Обрезы Якоба Краузе — произведение искусства. Обратите внимание на пергаменный переплёт с экслибрисом курфюрста Саксонского: золотой обрез украшен гравировкой со сценами охоты — олени, собаки, цветы, узоры... Это настоящая картина, которую можно рассматривать очень долго, находя всё новые и новые детали.
А вот книжный обрез, выполненный в другой традиции. Книга «Псалтырь и Новый Завет с указателем к последнему» издана Иваном Фёдоровым в типографии князя Константина Острожского в 1580 году, а переплетена позднее. Обрез более сдержанный, хотя и не менее прекрасный. Здесь мы тоже видим золочение и гравировку.
Псалтырь и Новый Завет с указателем к последнему. — Острог : тип. князя Константина Острожского, 1580. Переплёт Ивана Фёдорова. Отдел редких книг РГБ
Книги XVIII века показывают ещё один способ оформления: гладкий золотой обрез с последующей раскраской.
Рядом — книга XVI века в переплёте века XIX. Почему мог быть заменён переплёт? По разным причинам. Он мог обветшать, разломиться. Мог выйти из моды, и владелец пожелал заменить его на более популярный (напоминаем, мода в переплётном деле — вопрос не менее важный, чем в одежде и обуви). Или владелец захотел, чтобы переплёт и обрез соответствовали его представлению о том, как выглядели книги в XVI веке.
Так появляются и торшонированные обрезы. Снова обратимся к словарю терминов: «Торшонированный обрез — обрез с шероховатой структурой, полученной при специальной обработке путём нанесения на его поверхность небольших углублений». Это отсыл к ручному изготовлению бумаги, когда край листа получался неровным. Такая стилизация была очень популярной у библиофилов того времени.
Привлекают внимание в экспозиции и книги с тонированными обрезами (равномерно окрашенными в один цвет). Поверх красочного слоя идёт золотое тиснение.
Среди обрезов встречаются такие, где можно увидеть почти все техники отделки сразу. Это – комбинированные обрезы. «Комбинированный обрез — обрез книги, разные фрагменты поверхности которого украшены различными способами (например, верхняя сторона позолочена, боковая и нижняя — тонированы; либо: боковой обрез разделён на части, оформленные в разных техниках)». На мини-выставке в Музее книги вы увидите издание 1900 года произведений Аполлона Коринфского «Бывальщина», русского поэта и писателя. Обрез книги его стихов сочетает сразу несколько техник — золочение, торшонирование, тиснение, гравировку, а гравированные элементы ещё и раскрашены.
Publii Vergilii Maronis Bucolica, Georgica, et Aenis. Typis Johannis Baskerville, Birmingham, 1766. Переплёт Edwards
of Halifax. Отдел редких книг РГБ
И наконец, интереснейший обрез, который на первый взгляд выглядит невзрачным и совершенно обычным. Но стоит слегка сдвинуть страницы — как на обрезе появляется... картина! Мы наблюдаем извержение Везувия. Если же отпустить листы — картина пропадает. Это работа известной английской переплётной фирмы «Edwards of Halifax». «Исчезающие рисунки» на обрезах появились ещё в XVI веке, но особую популярность они приобрели в середине XVIII века. И книга, представленная на выставке, датируется 1766 годом.
Бывают обрезы крапчатые (с напрыском), мраморные (с раскраской под мрамор), с регистром, с раскраской, с серебрением... Для тех, кто вдохновился лучшими образцами переплётного дела, сотрудники Музея книги разместили на мини-выставке практическое руководство «Иллюстрированный переплётчик» (Москва, 1889). Его вы можете заказать в нашей библиотеке и попробовать себя в роли создателя собственного книжного обреза.
Источник rsl.ru