13 ноября 2016 • 16:00 Конференц-зал РГБ ул. Воздвиженка 3/5Главное здание РГБ, подъезд № 3 (рядом с памятником Достоевскому), 3 этаж
Тезисы
Для нас возникновение ислама является существенным водоразделом мировой истории. Но для человека эпохи Cредневековья это было вовсе не очевидно: поначалу мусульман рассматривали как кратковременных военных противников. К тому же христиане испытывали большие трудности, пытаясь определить место незнакомых им народов во всемирной истории и найти приемлемое для себя объяснение учения ислама, которое вслед за иудаизмом и христианством претендовало на религиозное откровение. Все это приводило к непониманию и искаженным взаимным представлениям.
Взаимоотношения между христианской Европой и арабо-мусульманским миром отнюдь не исчерпывались религиозными противостояниями или военными конфликтами (как Реконкиста и Крестовые походы), но включали разнообразные формы обмена в интеллектуальной и материальной сферах. Существование религиозных меньшинств в христианских и мусульманских обществах — от Барселоны до Багдада — порождало смешение языков и культур. Контакты между Европой и мусульманским Востоком происходили и в области науки, и в философии, и в художественной сфере.
В действительности существовала единая средиземноморская культура, в которой арабское влияние было весьма ощутимым. Лишь в XV веке происходит коренная перестройка исторического и культурного воображения Европы: в поисках своей идентичности она создает культ греко-римской цивилизации и отождествляет себя с греко-римским началом, стремясь избавиться от влияния арабов и вернуться к чистой античности, — тем самым Европа отторгает себя от общего для средиземноморской цивилизации богатейшего духовного наследия.
Источник arzamas.academy