Международная конференция православных психотерапевтов впервые проходит в Москве
События
Приветствуя участников форума, ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) отметил общее в работе священника и психотерапевта: «Мы вместе служим тому, чтобы человек раскрывал свои духовные дары, чтобы душа человека стала престолом Небесного Отца».
Сопредседатель Оргкомитета конференции, доктор психологических наук, профессор Борис Братусь начал с парадоксального утверждения: «Христианская психология в России имеет большое прошлое и короткую историю». Он напомнил о глубоких корнях христианской психологии в трудах Киево-Могилянской академии и православных святых: святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, которые (корни) были прочно забыты в ХХ веке. Однако за последние 25 лет, возродившись, христианская психология в России превратилась в «широкое движение», что подтверждается не только диссертациями и публикациями, но и признанием коллег из разных стран, приехавших на конференцию.
Первый доклад на тему «Прощение. Когда наука о душе встречается с православной верой» был прочитан известным профессором Александросом Какавулисом (Греция). Он говорил о значении прощения в жизни как отдельного человека, так и общества, о месте прощения в разных культурах и его исцеляющей силе. Если светская психология рассматривает прощение как «многомерную структуру», как социальное, когнитивное и психологическое явление, то христианская психология не отрицает всех этих аспектов, но видит в прощении «феномен межличностных отношений», в котором необходимо учитывать «взаимоотношения человека с Богом». «К научному знанию добавляется таинственная сила веры», – так сформулировал профессор особенность христианской психотерапии.
Опираясь на достижения науки, христианский психотерапевт учитывает «вертикаль духовной жизни», продолжила разговор об особенностях своей работы председатель Общества православных психологов Санкт-Петербурга, профессор Лариса Шеховцева. В докладе «Концепция личности в православной психологии и психотерапии» она подчеркнула «надприродную сущность личности» и решающую роль духовного начала: если в светской психологии считается, что личность формируется культурой и обществом, то Церковь учит, что такое формирование происходит в богообщении через таинства, силой Святого Духа.
Сопредседатель Оргкомитета конференции, доктор психологических наук, профессор Борис Братусь начал с парадоксального утверждения: «Христианская психология в России имеет большое прошлое и короткую историю». Он напомнил о глубоких корнях христианской психологии в трудах Киево-Могилянской академии и православных святых: святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, которые (корни) были прочно забыты в ХХ веке. Однако за последние 25 лет, возродившись, христианская психология в России превратилась в «широкое движение», что подтверждается не только диссертациями и публикациями, но и признанием коллег из разных стран, приехавших на конференцию.
Первый доклад на тему «Прощение. Когда наука о душе встречается с православной верой» был прочитан известным профессором Александросом Какавулисом (Греция). Он говорил о значении прощения в жизни как отдельного человека, так и общества, о месте прощения в разных культурах и его исцеляющей силе. Если светская психология рассматривает прощение как «многомерную структуру», как социальное, когнитивное и психологическое явление, то христианская психология не отрицает всех этих аспектов, но видит в прощении «феномен межличностных отношений», в котором необходимо учитывать «взаимоотношения человека с Богом». «К научному знанию добавляется таинственная сила веры», – так сформулировал профессор особенность христианской психотерапии.
Опираясь на достижения науки, христианский психотерапевт учитывает «вертикаль духовной жизни», продолжила разговор об особенностях своей работы председатель Общества православных психологов Санкт-Петербурга, профессор Лариса Шеховцева. В докладе «Концепция личности в православной психологии и психотерапии» она подчеркнула «надприродную сущность личности» и решающую роль духовного начала: если в светской психологии считается, что личность формируется культурой и обществом, то Церковь учит, что такое формирование происходит в богообщении через таинства, силой Святого Духа.
Православный священник из Индии Эдвард Джордж, помимо своего служения, работает в госпитале штата Керала в качестве клинического психолога. По его словам, к православным священникам население относится с большим уважением, и часто именно священники первыми узнают о проблемах в семьях и в поведении отдельных людей. Поэтому так важно вооружить священнослужителей современными научными знаниями, чтобы они могли грамотно среагировать: отличить психическое заболевание от психологической проблемы, то и другое – от духовных явлений, направить человека на психиатрическое лечение или рекомендовать психологическую помощь, а также работать с членами семьи, что совершенно необходимо, учитывая местные традиции. Кроме того, о. Эдвард считает, что влияние таких специально обученных священников может распространиться и на светскую медицину, и на образовательные учреждения, где необходима работа с проблемными детьми. Исследования в клинике, где работает докладчик, показали, что большая часть рецидивов психических заболеваний связана с тем, что пациенты переставали принимать лекарства по совету своих духовников. «Невежество в области психиатрии и психологии приводит к печальным последствиям»,– огорчается о. Эдвард. Он подчеркнул: «Современная психологию нельзя рассматривать как противницу Церкви. В ее теории нет ничего, что вступало бы в конфронтацию с христианским учением».
Первая сессия конференции завершилась докладом сопредседателя Оргкомитета, профессора Федора Василюка «Правда и милость психотерапии». Он поделился с коллегами размышлениями о том, каким образом православный психолог должен искать золотую середину между сочувствием и поддержкой пациента, с одной стороны, и необходимостью называть грех грехом, с другой стороны. Чтобы избежать крайностей, важно найти «позицию сопереживания», где «правда и милость должны встретиться», однако между ними в психотерапии складываются «драматические отношения». Как достичь этой «встречи»? Докладчик не знает ответа, но возможно, его рассуждения об этом тонком балансе, где правда невозможна без милости и наоборот, помогут каждому из коллег искать свое решение.
Первая сессия конференции завершилась докладом сопредседателя Оргкомитета, профессора Федора Василюка «Правда и милость психотерапии». Он поделился с коллегами размышлениями о том, каким образом православный психолог должен искать золотую середину между сочувствием и поддержкой пациента, с одной стороны, и необходимостью называть грех грехом, с другой стороны. Чтобы избежать крайностей, важно найти «позицию сопереживания», где «правда и милость должны встретиться», однако между ними в психотерапии складываются «драматические отношения». Как достичь этой «встречи»? Докладчик не знает ответа, но возможно, его рассуждения об этом тонком балансе, где правда невозможна без милости и наоборот, помогут каждому из коллег искать свое решение.
14 октября, после литургии в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, будут работать секции: «Богословие зависимости», «Воспитание личности в семье: психотерапия семейных отношений». 15 октября начнется с пленарной лекции Себастиана Молдована (Румыния) «Как святоотеческое учение о страстях помогает понять и вылечить наши зависимости». Далее начнется дискуссия в секциях: «Психология в Церкви» и «Нравственно-ценностный мир человека», «Богословие зависимости». Заключительным мероприятием в рамках конференции станет круглый стол на тему «Свобода, ответственность, личность в духовном наследии митрополита Сурожского Антония». С подробной программой конференции можно ознакомиться здесь http://www.psyconf.info/programma.
Источник blagovest-info.ru