На выставке представлено около 50 фотографий, самые ранние из которых были сделаны в 1920-е гг. Все они отражают богатство и разнообразие деревянной скульптуры и деревянного зодчества Пермского края.
История формирования уникальной, не имеющей аналогов коллекции Пермской художественной галереи восходит к собирательской и исследовательской деятельности Николая Николаевича Серебренникова (1900 – 1966) – российского искусствоведа, посвятившего жизни изучению деревянной храмовой скульптуры. Благодаря энтузиазму Н.Н. Серебренникова, а также этнографа и краеведа Александра Константиновича Сыропятова, руководившего в 1920-е гг. пермским художественным музеем, в сентябре 1923 г. была организована первая экспедиция в Верхнекамье. Ее результатом стало пополнение музейного собрания 120 экспонатами – деревянными скульптурами Христа, Николая Можайского, ангелов и проч. На выставке в Музее истории религии представлены изображения памятников, обнаруженных в результате этой экспедиции, - знаменитой огромной скульптуры Христа с «татарским лицом», монументальной фигуры Саваофа из Лысьвы, почти невесомого Христа из Соликамска с очень выраженными и реалистичными чертами, характерными для народов, населяющих район Верхнекамья.
В дальнейшем экспедиции, возглавляемые Н.Н. Серебренниковым, побывали в Верхнекамском, Коми-Пермяцком и Пермском округах. Таким образом, в музей поступило более 400 деревянных скульптур. Представленные на выставки архивные фотографии иллюстрируют первые этапы формирования музейной коллекции.
Почти 100 лет спустя пермские фотографы и учёные повторили экспедиционные маршруты первых собирателей и исследователей деревянной скульптуры. Объективы фотографов зафиксировали современное состояние некогда богатых храмов и процветающих деревень. У каждого фотографа - своё видение, своя манера, своё представление, у каждого свой багаж знаний, который диктует «орфографию» авторского снимка. Это относится не только к панорамной фотосъемке. Фотографии внимательно фиксируют и позволяют зрителю досконально разглядеть разницу творческих почерков резчиков. Мастерство резчика преломляется, усиливается мастерством фотографа.
На выставке представлены работы москвичей Сергея Тартаковского (работы 1985 г.) и Михаила Каламкарова (работы 2006 - 2007 гг.), признанного пермского мастера фотографии Анатолия Долматова (работы кон. 1990-х – нач. 2000-х гг.) и других фотохудожников. Уже много лет пермская деревянная скульптура вдохновляет Валерия Заровнянных, который фиксирует не только экспонаты, но бурную жизнь Пермской художественной галереи - от подготовки выставок до эмоций зрителей. Вместе с этнографом, крупнейшим знатоком истории Пермского края Георгием Чагиным они прошли старыми маршрутами экспедиций Серебренникова, побывали в местах, ставших источниками вдохновения для древних резчиков Прикамья.
Выставка продлится до 4 сентября.Источник gmir.ru