К 30-летию со дня кончины православного богослова и афонского подвижника Архиепископа Василия (Кривошеина)
События
В память о выдающемся архипастыре и подвижнике в год 30-летия его кончины Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем был издан грандиозный труд под названием «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах», куда вошли доселе неизвестные документы и письма из личного фонда архиепископа Василия, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Также с согласия Архива русской эмиграции (Брюссель-Бельгия) в книгу были включены письма архиепископа Василия, хранящиеся в фондах этого архива. Подготовлена книга была при тесном сотрудничестве с прямыми потомками архиепископа Василия.
Владыка Василий (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) родился 17 июня (30 июня) 1900 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец Александр Васильевич Кривошеин (1858–1921) был ближайшим соратником Столыпина и в 1908-1915 годах занимал пост министра сельского хозяйства. В 1920 году, вступив в Белое Движение, А. В. Кривошеин был назначен градоначальником правительства генерала Врангеля в Крыму.
Будущий архиерей, окончив в 1916 году гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, с 1917 года продолжил учебу на том же факультете в Московском университете.
После октябрьского переворота 1917 г. и начала гражданской войны участвовал в военных событиях на стороне Белой армии. После сильного обморожения во время боев выехал заграницу и присоединился к своей семье в Париже, где продолжил обучение, окончив университет в Сорбонне.
В октябре 1925 года вместе со своим другом Сергеем Семеновичем Сахаровым (будущим архимандритом Софронием) посетил Святую Гору Афон. А уже через месяц, 27 ноября 1925 года, поступил в братство Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
Монах Василий (Кривошеин) и иеродьякон Софроний (Сахаров), 1933 г., Афон
В марте 1926 года он был пострижен в рясофор с именем Валентин, а через год - в мантию с именем Василий.
С февраля 1942 года от русской святогорской обители он был антипросопом при Священном Киноте Афона, а с 1946 года казначеем обители.
Вот как характеризирует его бывший барон, монах Ипатий (Фредерике): «Отец Василий один из немногих образованных монахов. За ним Парижское Ceile de le Hres и солидное духовное практическое самообразование, которым он занимался все девятнадцать лет пребывания на Афоне. С ним можно говорить о чем угодно. Он все поймет и ничего не осудит. Верный сын Православной церкви, без мудрствования, лукавства и без религиозного жонглерства».
За 22 года своего пребывания в обители отец Василий сделал очень многое для монастыря: он переводил все указы и постановления Вселенской Патриархии и священного Кинота; отвечал на письма греческих и французских адресатов; составлял исторические очерки для обоснования тех или иных исторических событий и фактов, связанных с монастырем; вел переговоры со всеми сторонами, обращающимися к монастырю, такими как греческое правительство или немецкие оккупационные войска.
22 сентября 1947 года произошла парадоксальная, нелепая ошибка правосудия, которая за основу своего решения взяла голые, формальные факты и не учла мотивацию и реальную обстановку, породившую эти факты. Отец Василий вместе со схимонахом Протогеном и монахом Вениамином был арестован по обвинению якобы в сотрудничестве с немцами. Действительно, он сотрудничал с немцами и болгарами, но это сотрудничество ограничивалось исключительно обеспечением элементарных условий жизнедеятельности монастыря, и не только Русского монастыря, но и всех монастырей Афона. Если бы не это «сотрудничество», далекое от всякой политики, то монахам Афона грозила бы голодная смерть. Но все это вершители правосудия не учли, и отца Василия на два года сослали на остров Макронис и вдобавок лишили гражданства. После окончания срока наказания отец Василий, несмотря на многие усилия со стороны руководителей Афонского Пантелеимонова монастыря, не смог вернуться на Афон.
Греческий паспорт владыки
В феврале 1951 года отец Василий уехал в Англию, где принял приглашение быть одним из редакторов «Греческого патристического лексикона», издававшегося в Оксфордском Университете. Поселившись в Оксфорде, он 8 мая 1951 года был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день – в иеромонаха. Свое пастырское служение он совмещал с активной церковно–научной деятельностью.
В Оксфорде иеромонах Василий продолжил свои исследования, публикуя статьи в британских, французских, немецких, итальянских или греческих научных журналах, участвуя в международных конгрессах по патрологии, византинистике и догматическому богословию. Важнейшим творением во время его пребывания в Великобритании стало критическое издание писаний преподобного Симеона Нового Богослова, византийского мистика XI века. Эта работа, на которую у него ушло несколько лет, была издана в 1963-65 гг. в знаменитой патристической серии «Sources Chrétiennes».
В марте 1959 года о. Василия назначили настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде, а 14 июня 1959 года в Лондоне состоялась его хиротония во епископа Волоколамского. В ноябре владыка Василий переехал в Париж, где был назначен викарием Экзарха Западной Европы. А в апреле 1960 года назначен епископом Брюссельским и Бельгийским.
Владыка участвовал в четырех Всеправославных консультациях (на Родосе в 1961, 1963 и 1964 гг., в Шамбези в 1968 г.); а также в богословском диалоге с англиканами (в Бeлгpaдe, 1966 г.) и старокатоликами (в Вене, 1965 г.), в работе Всемирного Совета Церквей (на ассамблеях в Монреале в 1963-м, и в Упсале в 1968 г.). Он являлся участником ежегодных богословских коллоквиумов католического монастыря Шеветонь, а также «литургических недель» Свято-Сергиевского православного богословского института в Пapиже.
В 1977 г. владыка Василий (участвовавший в 1963 г. в празднествах в Венеции, посвященных тысячелетию Горы Афон) после 30 лет вынужденной разлуки смог вновь приехать на Святую Гору Афон и вновь посетить свой родной русский Свято-Пантелеимонов монастырь, который он вынужден был оставить в 1947 г.
Уже в качестве иерарха Русской Православной Церкви владыка Василий вновь оказал услугу своему монастырю на Афоне, принимая деятельное участие в его жизни и нуждах, и в частности ведя активные переговоры от лица Московской патриархии о пополнении числа братства русской святогорской обители из России как с Вселенской Патриархией, так и с греческим правительством.
Афон и Русский Пантелеимонов монастырь на Святой Горе оказали определяющую роль в духовном становлении, наследии и служении архиепископа Василия.
В 85-летнем возрасте, уже будучи больным, архиепископ Василий совершил в сентябре 1985 г. свою традиционную ежегодную поездку в Россию. Он вылетел в Москву 7 сентября в сопровождении своего секретаря диакона Михаила Городецкого. Следом за участием в различных богослужениях в столице, владыка Василий отправился 10 сентября в свой родной город. Там он совершил несколько служб, встретился с преподавателями и студентами Ленинградской духовной академии, а затем посетил г. Новгород.
15 сентября, в последний день, предусмотренный для его визита в родной город на Неве, архиепископ Василий отслужил Божественную литургию в Преображенском соборе г. Ленинграда, где он был крещен и состоял прихожанином в детские и юношеские годы. Прихожанами именно этого храма всегда была семья Кривошеиных, жившая когда-то неподалеку.
Это было его последнее богослужение в его жизни: в тот же день он почувствовал сильное недомогание и был отвезен в больницу, где и отошел ко Господу к утру 22 сентября. Погребение владыки состоялось 24 сентября 1985 года в городе, где он и родился. Согласно воле его близких, он был похоронен на Серафимовском кладбище своего родного города.
Русский Афон
Русский Афон