Проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской православной духовной академии, протоиерей Димитрий Юревич по просьбе РИА Новости прокомментировал последние находки ученых-генетиков.
— В данном случае прослеживаются две основные мысли: все люди восходят к одной праматери, и датировка появления этой праматери — «несколько тысячелетий назад».
Что касается первой мысли, то она совершенно не нова. Хорошо известны не только генетические исследования, согласно которым все люди восходят к одной праматери, но и вполне естественное соотнесение данного факта с библейским повествованием — так, в популярной литературе эта праматерь даже условно называется «митохондриальной Евой».
Ветхозаветное понимание, которое возводит все человеческие расы и племена к единственной паре Адама и Евы, было усвоено и христианской мыслью в лице апостола Павла, который в своей речи в афинском ареопаге говорит о Боге: «От одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян 17:26). Это важнейшая мысль, благодаря которой христианство мыслит всех людей братьями и сестрами, имеющими одного праотца и одну праматерь, что категорически исключает какую-либо дискриминацию по расовому признаку.
Однако в качестве даты появления «метохондриальной Евы» в научно-популярной литературе обычно называется примерно 200 тысяч лет до нашей эры (см., например, беседу с сотрудницей Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН и прилагаемые материалы. Новость же датирует появление праматери совсем другим моментом. Книга Джорджии Пардом мне не доступна, но в одной из своих статей в интернете она называет момент — 6 тысяч лет назад.
Не являясь специалистом в области генетики, не могу судить о надежности утверждений американской исследовательницы. Однако предложенная ею датировка появления праматери в целом не противоречит тому подходу к повествованию Библии о сотворении мира и человека, который в последнее столетие приобретает все большую популярность у православных читателей и толкователей Слова Божия.
Этот подход основан на том, чтобы различать период сотворения Богом мира, с одной стороны, и продолжительность существования современного человечества, с другой.
Относительно периода сотворения Богом мира ключевым моментом является интерпретация еврейского слова «йом», которое было переведено на греческий и позже — на современные европейские языки как «день», то есть промежуток времени в 24 астрономических часа. Однако в древнееврейском языке это слово использовалось и для указания на продолжительный отрезок времени, как бы мы сейчас сказали, «период» и «эпоху». В таком случае невозможно говорить о том, что «дни» творения мира были равны каждый 24 «нашим» часам — тем более, что солнце и луна были сотворены не сразу, а, значит, и не было естественного хронометража.
Поэтому в повествовании о творении мира более уместно видеть указание на шесть продолжительных эпох. Седьмая из которых продолжается до сих пор — ведь Бог «почил» в том смысле, что сейчас не возникают новые виды животных и растений, хотя Бог продолжает действовать в уже созданном Им мире, подчиняясь законам, которые Он Сам установил, и поддерживая все существующее. «Отец Мой доныне делает, и я делаю» — говорит об этом Иисус Христос (Ин 5:17).
Таким образом, сказать о продолжительности шести эпох творения на основании библейского текста книги Бытия мы ничего не можем. Но есть возможность попытаться вычислить продолжительность существования человечества, воспользовавшись тем, что в книге Бытия приводятся сведения о продолжительности жизни первых людей — патриархов. Такого рода подсчеты были положены в основу средневековой византийской хронологии, согласно которой Христос родился в 5508 году от «сотворения мира», и сейчас, по такой хронологии, идет 7523 год от «сотворения мира», или, выражаясь точнее — от сотворения Адама.
Однако к этому числу надо относиться с очень большой осторожностью. Во первых, следует помнить, что, хотя в Священном Писании и описываются истории и народов, и отдельных лиц, все это описание имеет собой целью раскрыть учение о Боге и его отношении к человеку, то есть идею спасения человека, но при этом цель строго научного и последовательного изложения всей человеческой истории никогда библейскими авторами не ставилась.
Хорошим примером является тот факт, что евангелист Матфей при изложении родословной Иисуса Христа опускает имена некоторых израильских царей — для того, чтобы показать читателю, что священная история имела определенные периоды по 14 поколений («Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов»; Мф 1:17). Точно так же вправе был поступить и автор книги Бытия, и опустить описание каких-либо лиц, если они не имели отношения к истории спасения людей (вспомним, что имя фараона исхода нигде в Библии ни разу не названо, так как он не способствовал, а препятствовал воли Божией).
Кроме того, способ записи чисел в древнееврейском языке с помощью букв (этот способ был усвоен и в греческом, и в церковнославянском языках) привел к тому, что записанные так числа стали по-разному интерпретироваться в тексте Ветхого Завета спустя века после его написания. Так, в описании суммарной продолжительности жизни патриархов греческий перевод Ветхого Завета, выполненный в III-I вв. до Р.Х. в Александрии («перевод Семидесяти» или Септуагинта), принятый в качестве стандарта в Византии, на 1747 лет лет(!) отличается в большую сторону от той интерпретации, которую дали ветхозаветному тексту еврейские ученые-масореты в VI в по Р.Х. (данный вариант принят в современном иудаизме).
Поэтому на основании библейских сведений нельзя с достоверной точностью утверждать, когда Бог сотворил Адама. Речь может идти об очень приблизительной дате от шести до нескольких десятков тысяч лет назад. Этой дате вполне соответствуют приведенные в новости исследования.
РИА "Новости"