Леонид Гольдин. Призрак социализма бродит по Америке. Журнал "Слово\Word", №63, 2009 . Портреты Маркса и вполне уважительное изложение его идей представлены в любом американском учебнике по социологии и политической экономии. Обычно его учению уделяется больше места, чем Огюсту Конту (ему принадлежит термин "социология") или Герберту Спенсеру – теоретику "социального дарвинизма", создавшему первый учебник по социологии, и даже Максу Веберу – автору "Экономика и общество", оказавшей основополагающее воздействие на формирование общественного сознания и морали в США. Внимание к марксову наследию в последние десятилетия носило историко-академический характер.
Андрей Казанцев. "Большая игра" в Центральной Азии: вчера, сегодня, завтра. Журнал "Неприкосновенный запас", №4(66), 2009. Развернувшийся сейчас глобальный экономический кризис нанес центральноазиатским странам значительно больший ущерб, чем миру в целом. Следовательно, можно ожидать нарастания региональной нестабильности и ослабления внутрирегиональных связей между самими центральноазиатскими странами. Кроме того, они будут в еще большей мере нуждаться в помощи со стороны внешних сил. В результате соревнование внерегиональных игроков таких, как Россия, Китай, исламский мир, Индия и США, за регион неизбежно усилится.
Ханс Ульрих Гумбрехт. Есть и должно ли быть сегодня что-то устойчивое в "национальной принадлежности"? Журнал "Неприкосновенный запас", №4(66), 2009 . Казалось бы, нет ничего более разумного, чем “интеграция”, которую с равным рвением должны были бы отстаивать правительства всех без исключения государств, входящих в Европейский союз. Но в то же время общеизвестно, насколько скромны успехи этого начинания. Чем настойчивее политики претворяют в жизнь продуманные и ускоренные меры, нацеленные на все большую интеграцию, тем чаще они натыкаются на баррикады национальной инерции (отнюдь не “сопротивления”) - это совсем недавно ярко продемонстрировали Франция и Ирландия.
Сергей Сиротин. Русская фантастика: кризис концептуальности. Журнал "Октябрь", №8, 2009. Фантастика, будучи наиболее свободным ребенком воображения, должна конкурировать с философией на своей территории – территории художественного вымысла, куда до недавнего времени философия ступала с опаской, боясь разменять стройную выверенность логики на дутую значительность художественной абстракции. Если стоять на позиции онтологической относительности, то и саму философию как средство построения картины мира можно считать фантастикой в высоком смысле.