Российский ученый подтверждает повреждение фресок Тирского монастыря близ Цхинвали
События

По его словам, были допущены грубые нарушения правил реставрации. Неквалифицированные рабочие повредили древние фрески, использовали камни возведенной в XVII веке трапезной для постройки ограды. 

«Я был в Южной Осетии несколько раз в составе группы сотрудников Минкультуры РФ. Впервые я приехал через неделю после войны в августе 2008 года. Мы сделали справки по большинству разрушенных войной памятников Южной Осетии. В большинстве случаев мы давали свои рекомендации, составляли программы по их восстановлению, встречались с членами правительства», — сказал Лесовой.

Он отметил, что Тирский монастырь — это уникальное сооружение XII века с великолепной фресковой живописью.

«К сожалению, фрески находятся в неудовлетворительном состоянии из-за того, что кровля храма протекала, набухал красочный слой, происходило отделение каменной кладки от штукатурки. Во всяком случае мы брали пробы связующих, делали анализы и давали рекомендации Министерству культуры Южной Осетии по восстановлению этой фресковой живописи», — рассказал ученый.

Кроме того, группа специалистов представила свои рекомендации по восстановлению и воссозданию кровли, консервационным работам, подготовили программу восстановления фресок. Перед этим в храме необходимо было провести противоаварийные работы и только затем приступить к консервации или реставрации.

Лесовой отметил, что в течение семи лет эти рекомендации так и не были реализованы, поскольку ответственные лица ссылались на отсутствие финансирования.

Он добавил, что рабочие могли бы построить внешнюю ограду, не трогая камни разрушенной трапезной.

Тирский монастырь имеет международное историческое значение. Он был возведен в XII-XIII веках. ЮНЕСКО включило его в список памятников всемирного наследия.

Тирский монастырь – православный монастырь на территории близ Цхинвали, официально: Тирский Богородицко-Рождественский мужской монастырь. Иногда называется «Тирис монастери» или, сокращённо, «Тири». Находится в юрисдикции Аланской епархии.  С 2010 года монахов здесь нет, сообщает «Грузия для всех».

 Тирис монастери мало известен в мире, и в силу статуса региона почти никем не посещается кроме местных жителей. Однако, это крупный памятник архитектуры и он сравнительно легко достижим – расположен всего в 2,7 километрах от Транскама.

 Есть версия, что первые монахи поселились здесь в пещерах еще в VI веке. Так образовался своего рода пещерный монастырь, или «монастырь в скале», откуда и название Тир, которое означает «скала».

 В XII веке был построен основной храм. Позже, в XIV веке, была возведена колокольня, а еще позднее – трапезная, хозяйственные постройки и два придела. С XIV века появляются фрески в византийском стиле, чем-то напоминающие стенопись в монастыре Убиси. Они местами сохранились.

 Тирский монастырь очень похож на монастырь Гударехи, но предшествует ему хронологически. Оба монастыря построены в ту эпоху, когда повсеместно строились купольные храмы. Но Тири и Гудермехи выпадают из этого ряда.

 В монастыре похоронен сын царя Вахтанга VI и один из представителей рода князей Мачабели. 

 В 1811 году монастырь преобразовали в приход, а после вторжения в Грузию большевиков Тири был закрыт. В сентябре 2008 года епископ Аланский восстановил монастырский статус монастыря, и там поселился отец Серапион. В январе 2009 впервые за многие годы была проведена литургия. 20 апреля 2010 года монастырь решением епархии был расформирован.

Монастырь построен в необычном месте: на небольшой площадке на крутом склоне горы. Северным фасадом он почти упирается в гору, а с южной стороны уходит вниз каменной стенкой. Говорят, что когда-то монастырь был окружен стеной с башнями, которые не сохранились к настоящему времени. 

Монастырь невелик, всего один храм и колокольня. У него простая двускатная крыша, есть два входа с южной стороны – в храм и в притвор -  и один с северной, в усыпальницу. Окна и двери оформлены красивой резьбой по камню.

В храме – классический низкий грузинский иконостас, почерневший от копоти. Пол вымощен надгробными плитами с плохо читаемыми надписями. Иконы все новые, в основном с русскими шрифтами. Есть железная коробочка для пожертвований и несколько платков для женщин. Людей нет, двери не запираются.

 Колокольня имеет как бы два этажа. На первом недавно еще жил отец Серапион. Обращает на себя внимание надпись, которая вырезана над входом в первый этаж. Кто разберет грузинский церковный шрифт асомтаврули, тот прочитает: «Тавхелисдзе Сиуша и Рати, и Асата, и Хелу, и Мачабели и родителей их, да благословит Бог!» Эта надпись одно время породила дискуссии в науке и споры о происхождении рода Мачабели и термина «Самачабло».

http://blagovest-info.ru/


Другие публикации на портале:

Еще 9