Карпов А.В. Язычество, христианство,
двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. Книга посвящена
анализу религиозно-мировоззренческих и социокультурных аспектов христианизации
раннесредневековой Руси. Рассматриваются общие вопросы изучения массовой
религиозности, история исследований в области русских религиозных древностей и
основные проблемы взаимодействия христианства и языческих верований в IX-XI вв.
Рапов О.М. Русская церковь в IX
- первой трети XII в. Принятие христианства. В книге исследуются причины
принятия христианства Русью, сам процесс введения новой религии в Киевском
государстве. Выясняется хронология этапов первоначального крещения населения
страны. Показано влияние христианства на социальное развитие общества, феодальных
отношений, культуры и быта жителей Киевской державы.
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской
Церкви. Перед нами многотомное издание "Истории Русской Церкви",
осуществляемое Русской Православной Церковью при финансовой и организационной
поддержке Правительства Москвы в ознаменование 850-летия основания столицы
нашего государства. В основу настоящего издания положена тринадцатитомная
"История Русской Церкви" высокопреосвященного Макария, митрополита
Московского и Коломенского, выдающегося церковного ученого XIX века. Издаваемая
"История Русской Церкви", как наиболее полное на сегодняшний день
исследование, принесет пользу не только специалистам-историкам, не только
учащимся, но и всем, кому небезразлична история нашей Родины.
Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси
(988–1237 гг.). СПб.: Византинороссика, 1996. Автор предлагаемой книги -
богослов, и этим его трудом создаются предпосылки для историко-богословского
изучения домонгольской эпохи. В ходе многолетноей самоотверженной работы он не
только собрал все известные науке памятники раннесредневекового богословия и
посвящённую им литературу, но и, критически оценив, изложил этот материал в
обозримом систематизированном виде, в хронологическом порядке, на фоне истории
древнерусской Церкви. Эта "древнерусская патрология", как можно было
бы назвать представляемый труд, станет, по прекрасному русскому выражению,
настольной книгой для всех исследователей в данной области - руководством,
которое всегда должно быть под рукой учёного, ищущего совета, и послужит
отправным пунктом для всякого дальнейшего исследования, справочным пособием для
филологов и литературоведов, историков и богословов".
Успенский Ф.И. История Византийской империи XI-XV вв. Восточный вопрос. М: Мысль, 1997. В настоящую книгу входят заключительные отделы
"Истории Византийской империи", а также произведение, которое сам
автор считал эпилогом "Истории", - "Восточный вопрос"-
Россия, ее история, ее политика на Ближнем Востоке, на Балканах, ее
международные связи - под знаком идей византинизма и православия.
Демурже А. Жизнь и смерть ордена тамплиеров. 1120-1314гг.СПб.: Евразия, 2008.
История ордена Храма, выдвигавшиеся против него обвинения и его трагический
конец оставили след в общественном сознании. На этой исторической основе
сформировались, распространились, а затем исказились мифы, предания и легенды. Орден
был создан в 1118-1119 гг. по инициативе нескольких рыцарей, участвовавших в
крестовом походе, чтобы надолго воплотить в жизнь главную идею, связанную с
защитой гробницы Христа в Иерусалиме и посещающих ее пилигримов. Орден обрел
могущество и образовал по всему христианскому миру сеть обителей и хозяйств,
которые собирали для нужд Святой земли пожертвования и налоги. Крах крестовых
походов и гибель латинских государств Святой земли подорвали материальные и
идеологические основы его деятельности. Орден Храма пал в начале XIV в. от рук
короля Франции Филиппа Красивого.
Серов Д.О. Судебная реформа Петра I. Историко-правовое исследование. М.:
Зерцало-М, 2009. Монография является первым комплексным исследованием обстоятельств
подготовки и проведения судебной реформы Петра I (1717-1723 гг.). Основная
часть монографии посвящена характеристике изменений в судоустройстве и
судопроизводстве России, осуществленных как в предреформенный период 1696-1716
гг., так и в ходе реформы. Предпринята попытка реконструировать на основе
архивных материалов концепцию судебной реформы, процесс выработки новой модели
судебного устройства. Описывается на основе широкого круга документов
зарождение в 1719-1720 гг. отечественной системы судов общей юрисдикции.
Рассматриваются вопросы организации, статуса, полномочий и нормативного
регулирования деятельности Юстиц-коллегии, надворных, провинциальных и
городовых судов. Характеризуется система специализированных судов,
существовавшая в период реформы, описываются подсистемы военных, церковных,
магистратских судов, недолгая история Вышнего суда. Впервые показано
воссоздание в уголовном процессе России в 1717-1723 гг. ревизионно-решающего
порядка пересмотра и утверждения судебных решений, а также начало формирования
стадии предварительного расследования. Особое внимание в монографии уделено
истории составления проекта Уложения Российского государства 1723-1726 гг.,
которому предстояло образовать нормативную основу функционирования
реформированной судебной системы. Монография адресована студентам, аспирантам и
преподавателям юридических и исторических факультетов, а также всем тем, кто
испытывает интерес к истории отечественного государства и права.
Рубакинъ Н.А. Россiя въ цифрах.
Страна. Народъ. Сословiя. Классы. Издательство "Вестника Знания"
(В.В.Битнера), 1912. Опытъ статистической характеристики слсловно-классового
состава населенiя русскаго государства. (На основанiи оффицiальных и научных
изсльдований)
Ирмияева Т. Ю. История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной
Порты.Челябинск: Урал ЛТД, 2000. Настоящая книга посвящена истории исламской
цивилизации и населяющих ее народов. Насыщенность описаниями важнейших
исторических событий и фактов, объективный взгляд на роль и место исламской
цивилизации во всемирной истории, доступность изложения - все это позволяет
рекомендовать ее в качестве учебного пособия для светских и духовных учебных
заведений.
Уханова Е.В. У истоков славянской
письменности. М.: Муравей, 1998. Книга посвящена возникновению и
становлению славянской письменной культуры. В ней освещаются предпосылки
возникновения письменности у славян, причины ее появления, рассказывается о
жизни и деятельности ее создателей - Кирилла и Мефодия. Проиллюстрированы кириллица
и глаголица - два первых славянских алфавита, рассказано о системах письма,
послуживших им прототипом. Рассматриваются докириллическая письменность, вокруг
которой существует много загадок и псевдоисторических вымыслов. Рассказывается
о первом литературном языке славян - старославянском, о первоначальном
репертуаре славянской книжности, о Библии, лежащей в основе всей средневековой
славянской литературы, о древнерусских рукописях, донесших сокровища нашей
культуры, об их создании и мастерстве оформления.
Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к Христианству. Спб.: Астрель, 2006. Крещение
русского государства в конце X в. - один из судьбоносных периодов всей
российской истории. С крещением Русь преодолела племенную "языческую"
разобщённость - сформировался новый христианский народ, нашедший своё место в
мировой цивилизации. В книге рассматриваются разнообразные сюжеты, связанные с
историей начального христианства на Руси: от благочестивой легенды о пути
Андрея Первозванного из варяг в греки и описания языческих культов до
строительства архитектурных шедевров, завершающих процесс христианизации, -
Софийских храмов в Киеве, Новгороде и Полоцке.
Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси.
М: Индрик, 2000. Предлагаемый труд Н.М. Гальковского стал заметным
явлением в истории изучения восточнославянской языческой традиции, а также
переходного периода от язычества к христианству в Древней Руси. Своё
исследование автор начинает с очерка языческой религии восточных славян. Далее
Гальковский переходит к изучению истории борьбы христианства с идолопоклонством
и различными пережитками языческой религии - свободой половых отношений,
культом предков, ведовством, колдовством, суевериями и другими. Второй том
труда Гальковского содержит в себе тексты древнерусских поучений, направленных
против остатков язычества в народе. Репринтное воспроизведение издания 1913 и
1916 годов.
Публий Корнелий Тацит. История.СПб.: АСТ, Фолио, 2001. Вниманию читателя
предлагается пять дошедших до нас книг труда Корнелия Тацита
`История`."История" Корнелия Тацита (около 105-111 гг.) освещает жизнь
Рима и всейимперии 69-96 гг. (из 14 книг сохранились 1-4-я и начало 5-й).
Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. М: Наука, 1992. Сочинение
Продолжателя Феофана - весьма важный исторический источник. Для очень многих
событий IX - середины X в. данные Продолжателя Феофана - единственные
сохранившиеся до наших дней свидетельства.
Ярков А. П. (ред.), Гарифуллин И.Б., Файзрахманов Г.Л. и др. Ислам на краю
света. История ислама в Западной Сибири. Том 1. Источники и историография. М.:
Колесо, 2007. Со времен арабских средневековых географов считалось, что за
Уралом мусульман нет. Между тем развивалась самобытная традиция почитания
Аллаха и пророка Мухаммеда. Монография "Ислам на краю света. История
ислама в Западной Сибири" продолжает традицию исследования культур
региона, куда включены Кемеровская, Курганская, Новосибирская, Омская, Томская
области, Алтайский край и республика Алтай. В первом томе авторский коллектив
со светских позиций исследует историю изучения ислама, особенности его
распространения и функционирования в прошлом и настоящем, многовековом опыте
межконфессионального согласия, истории взаимодействия верующих и власти. Издание
будет интересно преподавателям и учащимся вузов, представителям религиозных,
правозащитных, культурно-просветительских организаций, органам власти и
местного самоуправления.
Иларион Киевский. Слово о законе и благодати. (Перевод В.Я. Дерягина). М.:
Столица, Скрипторий, 1994. Слово о законе и благодати» Илариона Киевского,
первого русского митрополита (1051-1054), открывает историю отечественной
литературы. Будучи ответом на внешнеполитические вызовы своего времени, оно
стало фактом русской религиозно-философской мысли и словесности в момент её
становления. Это яркое проявление в XI веке духовного наследия раннего русского
христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции...
Мельвиль М. История ордена тамплиеров. СПб.:
Евразия, 2006. Настоящее издание посвящено истории ордена Тамплиеров
с момента его возникновения как братства Бедных рыцарей, призванного охранять
паломников на пути к Святым местам, до превращения во влиятельную организацию к
концу XIII века. Марион Мельвиль использовала в своем исследовании подлинные
документы того времени.Книга отличается глубиной исторических экскурсов,
прекрасным знанием политической ситуации, событий, условий жизни и обычаев
эпохи. Издание 3-е.