Прозоров С.М. (отв. ред.). Хрестоматия
по исламу. М.: Наука, 1994. Хрестоматия
по исламу» предназначена для студентов высших учебных заведений, изучающих
ислам и его историю, а также для широкого круга специалистов (востоковедов,
религиоведов, философов, историков). Включает в себя комментированные переводы
оригинальных мусульманских текстов. Разделы хрестоматии: Мухаммад и начало
ислама. Коран и его толкования. Хадисы, сунна Пророка. Догматика. Идейные
расхождения в исламе. Суфизм. Мусульманское право.
Хвостова К.В. Особенности
византийской цивилизации. М.: Наука, 2005. Автор определяет понятие
"цивилизация" как совокупность функциональных связей между культурологическими,
правовыми, социально-политическими и экономическими факторами, образующими
устойчивые во времени тенденции. Анализируется, в какой мере
восточно-христианская патристика и византийское богословие оказывали влияние на
формирование и функционирование социума, являясь причиной его сакрального
характера. Показано, каким образом восточно-христианские идеи божественной
энергии и синергии определяли понимание византийцами ряда проблем социальной и
экономической политики властей. В рамках византийской цивилизации происходило,
как показано далее, переосмысление с христианских позиций понятий античной
философии истории. Для историков, философов и более широкого круга читателей.
Борисов Н.С. Повседневная
жизнь средневековой Руси накануне конца света. М.: Молодая гвардия, 2005. В 1492 году от Рождества Христова по
принятому в средневековой Руси счету лет завершилось седьмое - последнее -
тысячелетие от Сотворения мира. Человечество стояло на пороге конца света - по
крайней мере, именно так казалось многим образованным русским людям того
времени. Но жизнь продолжилась, и ожидавшегося светопреставления не произошло. Для
специалистов, занимающихся изучением истории русского средневековья, истории
Русской Церкви XV-XVI вв., исследованием религиозно-философской мысли Древней
Руси, политических и идеологических концепций, господствовавших в русском
обществе XV-XVI в., православной эсхатологией, а также для широкого круга
читателей.
Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов
С.А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб: Алетейя, 2000. Издание включает в
себя публикацию комментированного перевода важного источника, проливающего свет
на судьбы славянской письменности после Кирилла и Мефодия - Жития их ученика
Климента Охридского. Том содержит также вступительную статью, содержащую очерк
развития славянской литературы в конце IX-X вв. и славянской рукописной
традиции XI-XIII вв. В приложениях помещен текст Краткого Жития соратника Климента
- Наума Охридского, а также статья об отношении Римской курии к богослужению на
славянском языке.
Тахиаос А.-Э. Н. Святые
братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Сергиев Посад, 2005. Настоящая
книга ставит своей целью познакомить читателя с жизнью и трудами
фессалоникийских братьев. В ней обзорно рассматриваются все периоды их жизни,
но в центре внимания остается их деятельность на поприще просвещения славянских
народов, достигшая мирового значения и масштаба. Следует отметить, что
последние серьезные монографии о святых Константине-Кирилле и Мефодии были
написаны сорок, а то и больше, лет тому назад. Хотя многие из них и не утратили
до сих пор своей научной ценности, тем не менее, нередко вопросы, обсуждавшиеся
в них, в настоящее время больше не актуальны. В Приложении приводятся краткая
биография и библиография трудов А.-Э. Тахиаоса, а также «Пространные, или так
называемые Паннонские, жития святых Кирилла и Мефодия» в переводе П.А.Лаврова.
Флоря Б.Н. Сказания о начале
славянской письменности. СПб: Алетейя, 2000. Книга содержит переводы наиболее
ранних памятников, содержащих сведения о создании славянской письменности -
созданных во второй половине IX в. в Великой Моравии пространных житий
создателей славянской письменности - Кирилла и Мефодия и написанного в конце IX
в. в Болгарии сочинения черноризца Храбра "О письменах". Эти
памятники представляют собой не только ценнейшие исторические свидетельства, но
и первые оригинальные произведения на славянском языке. Перевод сопровождается
вводной статьей, содержащей характеристику тех исторических условий, в которых
была создана и начала развиваться славянская письменность, а также тех
условиях, в которых возникли эти памятники.
Синицына Н.В. Монашество и
монастыри в России. XI - XX века: Исторические очерки. М.: Наука, 2002.Учитывая большие
хронологические рамки и объем исследуемого материала, авторы монографии избрали
ключевые этапы истории: генезис и первые века русского монашества,
общежительная реформа преподобного Сергия Радонежского и митрополита Алексея,
распространение пустынножительства и рост числа монастырей в XV-XVI вв.,
полемика по поводу типов монастырского устройства и задач монашеского служения,
монастыри XVII в., значение секуляризации XVIII в. для монашества и монастырей,
русское старчество, юридическое положение монастырей в XIX в., возрождение
института монашества в наши дни.
Моноронджон Рой. История
индийской философии. М.: Издательство иностранной
литературы, 1958. Моноронджон Рой - прогрессивный индийский историк философии.
Его труд "Греческая и индийская философия", впервые опубликованный в
1954 году, - одна из оригинальных попыток научного изучения истории индийской
философии.
Аничков Е.В. Язычество и
Древняя Русь. М.: Индрик, 2003. Репринтное
издание монографии Е.В.Аничкова "Язычество и Древняя Русь" весьма
актуально для понимания самого феномена язычества, вызывающего всё больший
интерес у читателей. Книга содержит трезвый анализ древнерусских источников,
повествующих о верованиях, которые средневековые книжники считали языческими:
исследуются поучения против язычников, известия Начальной летописи и
"Слова о полку Игореве". В книге характеризуется народная культура
русского средневековья. Издание
ориентировано как на специалистов по истории и культуре Древней Руси, так и на
широкий круг читателей.Мир книг.