Гумилёв Л.Н. Старобурятская живопись: Исторические
сюжеты в иконографии Агинского дацана. Накануне Великой Отечественной войны, в 1941 г. научный сотрудник
Музея антропологии и этнографии Г.А.Гловацкий привез в Кунсткамеру два вагона с
буддийскими предметами из закрытого накануне буддийского монастыря - Агинского
дацана. 10 месяцев работы Л.Н.Гумилева в Музее антропологии и этнографии
(Кунсткамера) принесли этому старейшему музею России полную опись коллекции
Агинского дацана. Опись Л.Н.Гумилева - это единственный "след
коллекции" в Музее. К визиту Далай-Ламы - Лобсана Чжамбо XIV в Россию Музей
антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии
наук вернул все находившиеся в фондах и экспозициях предметы восстановленному и
возобновленному монастырю "желтой веры", как принято называть
тибетскую ветвь буддизма - Агинскому дацану.
Творогов О.В., Жуковская Л.П., Рыбаков Б.А. и др. Что
думают ученые о "Велесовой книге". В сборнике статей предлагается
критический разбор "Велесовой книги" как произведения письменности и
исторического источника. Вскрываются причины и условия появления этой
литературной подделки середины XX в. Авторы статей - специалисты в области
истории, литературы, языка, книговедения, сотрудники Академии наук и
университетов. Большинство статей ранее публиковалось в научной периодике. Для
специалистов по истории отечественной культуры, широкого круга читателей.
Иванов К. А. Средневековое папство и его
представители. В книге рассматривается одна из интереснейших исторических тем -
вопрос о средневековом папстве. "История средневекового папства есть
история воплощения в известных формах возвышенной идеи, которою в продолжение
веков жила значительная часть человечества". Иванов дает характеристику
как лучшей эпохи в истории средневекового папства, так и периода сильного
упадка папской власти.
Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи.
Законодательные акты, описания, статистика. В сборнике публикуются 124
законодательных документа, посвященных государственному регулированию ислама в
России (сер. XVII - нач. XX в.). Издание включает манифесты и указы русских царей
и цариц, положения и уставы центральных и местных органов управления,
статистические сведения, характеризующие сословный и численный состав
мусульманской общины в империи Романовых. В конце книги помещена работа
С.Г.Рыбакова - лучшее описание устройства российского мусульманства накануне
свержения самодержавия в России. Сборник снабжен вводной статьей,
комментариями, приложениями, словарем мусульманских терминов, указателями имен
и географических названий. Издание представляет интерес для специалистов,
преподавателей и студентов ВУЗов, работников государственного аппарата
Российской Федерации, всех интересующихся историей ислама и мусульман в России.
Торнау Н. Изложение начал мусульманского
законоведения. Исследовательская работа, в которой помимо теоретических
вопросов религии подробно освещаются практическое их приложение на примере
общественной и правовой жизни Закавказского Края и других губерний Российской
Империи первой половины ХІХ века. Несмотря на некоторые фактические ошибки,
допущенные в тексте, данная работа является очень ценным пособием по
исламоведению и религиоведению.
Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 10.
Русская религиозность. Часть I. Киевское христианство X-XIII вв. Главным трудом
жизни Г. Федотова должна была стать задуманная им серия монографий “Русская
религиозность” (“The Russian Religious Mind”; другой вариант перевода –
“Русское религиозное сознание”). Она писалась в США на английском языке и была
рассчитана на западное научное сообщество. Исследователь задумывал довести
изложение до XX в. включительно, но при жизни автора, в 1946 г., вышел лишь том,
посвященный периоду Киевской Руси; второй том, оставшийся незавершенным и
опубликованный посмертно под редакцией о. И. Ф. Мейендорфа в 1966 г., охватывает период
до кон. XV в.1-й том “Русской религиозности”, посвященный христианству Киевской Руси X-XIII
вв., уже к сер. 60-х гг. стал “общепризнанной классикой” (естественно, для
западных ученых). Влияние второго было не меньшим.По словам автора, "Киевская Русь, подобно золотым дням детства, не
померкла в памяти русского народа. В чистом источнике её письменности всякий,
кто захочет, может утолить духовную жажду; среди её древних авторов может найти
проводников, способных помочь среди трудностей современного мира. Киевское
христианство для русской религиозности имеет то же значение, что Пушкин - для
русского художественного сознания: значение образца, золотой меры, царского
пути".
Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Том 11.
Русская религиозность. Часть II. Средние века XIII-XV вв. В одиннадцатый том
собрания сочинений Г.П.Федотова вошла вторая часть его последней
фундаментальной работы "The Russian religious mind" , написанной
по-английски в годы жизни в США. В этой книге Федотов останавливается не
столько на истории русской Церкви ХIII-XV веков, сколько на особенностях
русского религиозного сознания указанного периода. Автор, по его словам,
описывает "субъективную сторону религии, а не объективные ее проявления:
то есть установившиеся комплексы догматов, святынь, обрядов, литургики, канонов
и т. д." В центре авторского внимания мистико-аскетическая жизнь и религиозная
этика русского народа - "религиозный опыт и религиозное поведение, по
отношению к которым богословие, литургика и каноны могут рассматриваться как
внешнее их выражение и форма".
Большая электронная библиотека.