Работа секции прошла под председательством Епископа Троицкого Панкратия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.
В рамках секции с докладами выступили ведущие научные сотрудники Института российской истории РАН проф. Н. Лисовой, проф. А. Назаренко и другие.
Доклад на тему «Святой Великий Князь Киевский Владимир – основатель Русского монастыря на Афоне» представил директор по науке «Института Русского Афона» Дмитрий Зубов.
В своем докладе представитель «Института Русского Афона» аргументированно обосновал факт основания Русского монастыря на Афоне (Русика) вскоре после женитьбы князя Владимира на византийской принцессе Анне и Крещения Руси
По словам Д. Зубова, сохранились документальные свидетельства о временном квартировании (постое) византийских войск при монастырях, в т.ч. на Афоне. В числе таких «квартирантов» были и наемные отряды русских воинов, посылаемые в византийское войско русскими князями в рамках имевшихся союзнических соглашений между Византией и Русью. Такие воины нередко и сами принимали христианство, а некоторые из них становились монахами. Согласно предположению Д. Зубова, именно эти русы составили первое братство русской общины на Афоне задолго до Крещения Руси князем Владимиром.
Знакомство самого князя Владимира Киевского с наследием Афона происходит одновременно с принятием им христианства. По словам Д. Зубова, патриарх Вселенский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение князем Владимиром афонским образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой. Из «Повести временных лет» мы узнаем, что после женитьбы и крещения великий князь Владимир отправляет посольство в Иерусалим и Константинополь. Вскоре близ Иерусалима и на Святой Горе Афон появляются два монастыря, имеющих одинаковое название: Русский Богородичный монастырь.
По мнению Д. Зубова, этой первой древнерусской обителью на Афоне был Свято-Успенский Богородичный монастырь «Ксилургу» (Древодел), ныне являющийся общежительным скитом при Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе.
Подпись первого игумена русской обители на Афоне о. Герасима под 1016 годом зафиксирована на одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского. Этот факт в очередной раз подтверждает, что русское братство на Афоне было основано еще при жизни святого Владимира, и именно из него вышел знаменитый основатель Киево-Печерской Лавры прп. Антоний Печерский.
Преемником преподобного игумена Герасима был, по всей видимости, игумен «Русика» Феодул, оставивший свою подпись на взаимном акте обителей Есфигмен и Ксилургу за 1030 год. Уже в акте 1048 года византийский император Константин IX Мономах называет русскую обитель Богородицы «Царской Лаврой». Своего наибольшего расцвета она достигла при сыне Владимира – Великом князе Киевском Ярославе Мудром.
В подтверждение версии относительно основания «Русика» при князе Владимире, представитель «Института Русского Афона» цитирует древние предания, в частности слова из русской летописи за 1496 г., где сказано, что «из старины монастырь св. Пантелеймона в Светей Горе строение бяше прижних великихъ князей Рускихъ от великого Володимере». Также и в материалах архива Хиландарского монастыря за 1584 г. прослеживается это афонское предание: «понеже строение и почете есть святого Князя Владимира, и в наших странах похвала царству ти».
Таким образом, по словам Д. Зубова, дошедшие до наших дней документальные свидетельства и предания дают основание считать, что именно святой равноапостольный князь Владимир Киевский имел непосредственное отношение к основанию первой древнерусской обители на Афоне, имевшей в старину статус «Царской Лавры».
Доклад представителя «Института Русского Афона» вызвал оживленный интерес среди участников секции. После его оглашения каждый из присутствующих смог задать вопросы докладчику.
Обсуждение доклада представителя «Института Русского Афона», проявленный интерес со стороны присутствовавших представителей научного сообщества свидетельствовали об актуальности затронутых вопросов.