«Глаголические следы» в Народном собрании Болгарии
События

Спикер парламента Георгий Пиринский открыл экспозицию «Глаголические следы» художницы Антонии Дуенде 13 мая 2009 г. в Клубе депутатов. Он отметил, что картины являются интерпретацией глаголических текстов с так называемой плиты Башка (примерно 1100 г.), оригинал которой находится в Хорватии, и подчеркнул, что выставка посвящена роли славянской письменности в создании государственной традиции.

Председатель Союза болгарских художников профессор Ивайло Мирчев указал, что в настоящий момент искусство в Западной Европе мало интересуется конкретным изображением, а ищет концептуальность, идею. Именно так Антония Дуенде видит свою интерпретацию глаголицы, связывая ее со временем, историей, универсальными значениями и символами, добавил он. Своей акварельной живописью болгарская художница, которая живет и работает в Берлине, стремится показать визуальную и даже музыкальную гармонию в глаголице и подчеркнуть непреходящее значение дела Кирилла и Мефодия для нашей повседневности. Она старается вникнуть в знаковую природу круга, креста и треугольника — мистических фигур, лежащих в основе глаголической письменности.

Цикл картин «Глаголические следы» создавался с 2005 г. Тексты на хорватской глаголице с плиты Башка переснимались с помощью специальной техники на китайскую бумагу. Путем многократной обработки листов акварелью и добавления дополнительных кодовых систем, среди которых нотные партитуры и тексты на других алфавитах, художница включает в диалог разные культурные пласты. Она стремится поместить глаголические письменные знаки в контекст европейской культуры, пользуясь собственным художественным языком. Некоторые картины содержат, наряду с глаголическими знаками, и старинные нотные знаки, использованные в церковных песнопениях Иоанна Кукузеля, отметила на открытии выставки специалист в области староболгарской литературы и культуры професор Надежда Драгова, мать художницы.

Одну из своих картин, нарисованную специально для выставки в Народном собрании, Антония Дуенде посвящает другому культурному памятнику, хранящемуся в Народной библиотеке им. Кирилла и Мефодия, — мемуарам известного деятеля ХІХ в. попа Минчо. Она помещает на своей картине часть текста и нотные знаки, посредством которых поп Минчо записал любимое песнопение Васила Левского «Достойно есть».

Произведения Антонии Дуенде подтверждают роль письменности как самой надежной и благородной связи между людьми и культурами. Выставка в Народном собрании будет открыта до 20 мая 2009 г.

Другие публикации на портале:

Еще 9