Как рассказал инвестор и исполнитель реставрационных работ, председатель совета директоров ООО «РСК Возрождение» Андрей Ивлиев, при вскрытии полов в трапезной церкви на глубине 5-10 см реставраторы нашли более 20 черепов и осколки белокаменных плит. Это свидетельствовало о том, что здание было построено на месте кладбища, что вполне вписывалось в известную традицию. Углубившись, специалисты наткнулись на каменный склеп. «Первая реакция – ничего не трогать, засыпать, как было», -- эту реакцию можно понять, потому что необходимый в таких случаях вызов археологов и непредсказуемые результаты их работы означали неминуемый срыв графика реставрационных работ, пояснил А.Ивлиев. Но было все-таки решено «докопаться до истины», и результаты превзошли все ожидания.
«Эта находка открыла новую страницу в истории храма», -- сказал протоиерей Михаил Немнонов, клирик храма свв. мчч. Михаила и Феодора Черниговских. Он кратко рассказал о Черниговском подворье, частью которого является храм Черниговских чудотворцев: в XV в. на этой территории существовал монастырь в честь св.Иоанна Предтечи. В 1514 г. Алевиз Фрязин (итальянский зодчий, построивший Архангельский собор Московского кремля) воздвиг здесь приходскую церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, которая была разрушена в Смутное время. В 1578 г. Иван Грозный торжественно встречал близ Иоанно-Предтеченского храма мощи св.князя Михаила и его боярина Федора, убитых в 1245 г. в Орде. Для размещения мощей в Кремле был выстроен деревянный храм, а на месте их встречи заложен храм Черниговских чудотворцев. В 1675 г. вместо прежнего деревянного храма был выстроен каменный на средства купчихи Иулиании Малютиной – ее считают вдовой купца Андрея-Малюты сына Филимонова, чья надгробная плита была обретена реставраторами.
Леонид Кондрашев добавил, что купец Андрей-Малюта – человек, известный историкам: его подпись, в числе других именитых купцов, стоит под Новоторговым уставом 1667 г. Вероятно, предположил археолог, его похоронили рядом с храмом, к которому позже была пристроена трапезная, и склеп (возможно, речь идет о фамильном склепе, пока трудно сказать) оказался под полом трапезной. Это можно считать проявлением особого уважения и почета по отношению к человеку, на средства которого был возведен храм. Что касается его останков, то захоронение еще не вскрыто, возможно, сказал Л. Кондрашев, все останки уже полностью истлели. В любом случае, то, что осталось, будет захоронено с соблюдением всех православных обрядов, а плита может быть выставлена в трапезной отреставрированного храма. Этого не исключает и о.Михаил Немнонов.
Знаменитый московский археолог, академик архитектуры и строительных наук, профессор Александр Векслер представил журналистам находку: это трапециевидная плита из мячковского белого камня. На боковых гранях расположена резная углубленная надпись черного и красного цветов «Лета 7183-го маия в 12 день преставися раб Божий суконной сотни Андрей Филимонов сын прозвание Малюта Филимонович». Надпись очень четкая, а сохранность красок можно считать уникальной. По словам академика, в Москве найдено около 500 белокаменных надгробий, но уникальность этой плиты связана с ее сохранностью и с принадлежностью ее именно купцу – «таких раз-два и обчелся». А.Векслер добавил также, что Андрей Малюта положил начало знаменитой династии купцов Малютиных, а прозвище его указывает на малый рост («Он был коротышка», сказал археолог).
В яме, откуда была извлечена погребальная плита, есть признаки еще нескольких захоронений; под плитой купца Малюты явно видны следы еще одной белокаменной плиты, покрытой резным орнаментом. Андрей Ивлиев заверил прессу, что новые находки в этом старинном храме также будут представлены широкой публике.
Юлия Зайцева