Озор блогосферы 22 – 24 апреля
События

Записи 

Сергей Белорусов

Воспоминания о русских владыках

Лет двадцать тому это уже. Был у меня тогда маленький автомобильчик и потому попросили меня отвезти епископа Анатолия, викария владыки Антония, в Волоцкий монастырь. Подъезжаю к условленному месту встречи - такой незаметный, хрупкий - сквозь него просвечивает, - в помятом светлом костюмчике дядечка стоит, в руках - коробка как из под торта. "Вот он, владыка" - толкает меня в бок спутник. Рассаживаемся, едем, дорогой туда молчим больше. Прибыли. Давний семинарский приятель митрополит Питирим, осанистый и видный приглашает нашего владыку послужить. 
 

О.Сергий Царев

В защиту икон

А то еще бывает - посетят церковные благотворители какой-нибудь интернат, а потом пишут в отчете для епархиального управления: "детям, мол, розданы иконочки". Милые мои, да эти иконочки на следующий день будут летать по всему интернату и где только не валяться. Неужели трудно до этого додуматься?  
А сколько всевозможных бумажных иконок, полученных в подарок по случаю и которые неизвестно куда девать, найдется в доме среднего воцерковленного человека?
 

Иерей Григорий Чекменев

О Причастии на Светлой Седмице

Встретил три мнения среди духовенства о том, как следует причащаться мирянам на Светлой седмице: 
1. Причащайтесь каждый день, не поститесь и не вычитывайте правила ко причащению. 
2. Правило ко Причащению обязательно. 
3. В Светлую поститься - грех. А если дерзнете приступить к Причастию без поста, то недостойно причаститесь. На Светлой причащаться не надо.
 

Изобразимость первого Лица Троицы

Объясните, пожалуйста, новоначальному: отчего в «Законе Божием» протоиерея Серафима Слободского наблюдаются расхождения с «Точным изложением православной веры» Иоанна Дамаскина, а также с постановлениями Стоглавого (1551) и Большого Московского (1666—1667) соборов — например, в части принципиальной неизобразимости первого Лица Троицы. Спасибо. 

Игорь Гаслов

Уничтожение «незаконных» свеч

В сети появился довольно интересный скан. Интересен он, прежде всего, как официальное решение Епархиального Совета одной из епархий Русской Православной Церкви, и содержащий подписи всех членов Совета. А теперь цитата из него: "Свечи, приобретенные вне храма, не будут ставиться на подсвечник, а будут уничтожаться". 
Конечно понятна забота Епархиального Совета о епархиальном и, возможно, общецерковном бюджете. Но фраза об уничтожении жертвы, приносимой в храмы простыми верующими... Что важнее в жертве - в какой бюджет пошла копейка на изготовление свечи, или искренность жертвователя?
 

Олег Пащенко

О современном антропоморфизме

Итак, опрос вернул шокирующие результаты: 55% респондентов полагают Бога-Отца бородатым, т. е. антропоморфным. (С удивлением обнаружил среди проголосовавших «за бороду» тех, о ком точно знаю, что они воцерковлённые — значит, наверное катехизированные — православные). Лично знаком с несколькими умными, образованными гуманитариями-агностиками, чья критика христианства базируется исключительно на следующем утверждении: «христиане настолько неадекватны, что поклоняются сидящему на облаке старику в хитоне, в сандалиях и с кружком над головой» (а на любый возражения снисходительно хлопают по плечу и называют стихийным буддистом). Похоже, визуальный шаблон намертво зацементирован. 

Алексей Комлев

О пятидесятниках

Всегда, когда речь заходит о таком явлении, как пятидесятничество, а не могу понять, почему пятидесятников вообще относят к христианам. Ведь быть христианином, означает жить христианством, а не играть в него. А пятидесятники и харизматы именно играют в христианство. Играют в христианство именно так, как толкинисты играют в Средиземье. У толкинистов полно хоббитов, эльфов, даже орки имеются. И, подобно харизматам, они даже пробуют говорить на выдуманных эльфийских языках – так далеко у них все заходит. 

Протоиерей Филипп Парфенов

О таинстве исповеди

При нашей ситуации, однако, и несколько священников во многих храмах не справляются с потоком желающих исповеди прихожан, но тогда-то исповедь принимали только назначенные духовники! Значит, не по всякому поводу («подумала плохо, осудила, пост нарушила, плохо молюсь» и т.д. и т.п.), а только ввиду особо отягчающих обстоятельств, ставивших согрешившего вне Церкви. Кстати, и до сих пор в одной из разрешительных молитв, читаемых священником, говорится: «примири и соедини его святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем». Дурные мысли и отдельные бытовые повседневные срывы еще не ставят согрешающего христианина вне Церкви… 

Михаил Завалов

Что было бы, если бы нашли тело Иисуса Христа?

Имеют ли факты отношение к вере? Многие говорят: никакого.  
Думаю, если речь идет о вере христианской (да и иудейской), то имеют. Это не Вечные истины. Это действия Бога в живой и конкретной истории. Если Иисуса из Назарета не было, если Он не жил, не был распят, не воскрес, наша вера покоится на ошибке. Евангелия - это исторические и даже публичные события. У Иисуса был вес, рост, цвет глаз, группа крови, особые приметы. Поэтому, да, история имеет отношение к христианской вере. Отсюда немало выводов, в частности, относительно Писания и важности истории. Внеисторический Иисус - это для гностиков.

Рекомендации 

Дмитрий Иванин

Рекомендует книгу Энцио Бьянки «Молитвенное чтение Священного Писания»

Из последней книжки о.Андрея Кураева, я вообще сделал вывод, что даже он считает что какой-то особенной миссии и ее технологии для православия и не нужно. Но вопрос остается - как человеку заинтересовавшемуся христианством стать христианином и главное остаться им - радостным, активным, деятельностным, что, на мой взгляд, может служить неким мерилом правильного воцерковления для многих. Как противостоять злу и соблазнам, особенно в себе самом, как понуждать и возрастать в добре?

Валерия Волкова

Рекомендует посетить презентацию четвёртого и пятого томов шеститомной серии "ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ"

Это издание научного и учебно-справочного характера. Оно может также быть использовано теми, кто хотел бы молиться по-русски. Во всех томах серии после русского перевода чинопоследований помещается их церковнославянский текст.  
Проблемы, связанные с использованием перевода в обучении и церковной практике, предполагается обсудить на презентации. На нее приглашаются филологи, богословы, священнослужители, учащиеся старших курсов духовных и гуманитарных учебных заведений и все интересующиеся проблемами литургики и православного богослужения.


Обсуждения 

Епископ Савватий Алатырский, викарий Чебоксарской епархии

Комментарий на тему о «нелегальных» свечах

У нас - самая настоящая эпидемия: все кому не лень, едут со всех краев и областей: Ульяновск, Иваново, Москва и т.п. области, где имеются свои свечные заводы, где "штампуют" свечи тоннами непонятно из какого материала, так что храмы потом тАк коптятся, что становятся похожими на баню по-черному. И вот такие дельцы, которые даже к епархиям не имеют никакого отношения, открывают свои передвижные магазины-фуры и продают их пачками. Где угодно продают: у приходов за оградой, на базарах-рынках и тому подобное. Что делать остается правящему архиерею? 

Анатолий Вассерман

Аксиома Бога неверна

Статья о несуществовании бога уже опубликована -- хотя и в заметно сокращённом виде -- в №2007/7 журнала "Октябрь" под названием "Дилогия атеизма" (название дано редакцией в связи с тем, что при публикации объединены две моих статьи -- о бесполезности понятия бога для постижения мира и о невозможности обоснования этики ссылкой на бога). Не опубликована пока другая статья атеистического цикла -- о бесконечности числа равно истинных религий в случае существования бога.


Другие публикации на портале:

Еще 9