«Старожил знал, где погребена Тамара». В Ингушетии ищут могилу грузинской правительницы XII века
События

Заместитель руководителя республиканского археологического центра имени Крупнова Умалат Гадиевприбыл на место раскопок и связался с «Русской планетой».

– Я сейчас стою перед отвесной стеной, — говорит Гадиев, — и вижу подземное сооружение, явно склеп. Оформлены красиво дверные конструкции. Подняться туда достаточно сложно, это находится на большой высоте. Сейчас ждем группу альпинистов, которые подъедут. И с помощью специального снаряжения будем подниматься на гору и спускаться в склеп. Я вижу перед собой явно погребальное сооружение, которое относится к IX-XIV векам, то есть это развитая эпоха средневековья. Согласно хронологии, здесь происходили судьбоносные события, связанные с разгромом аланского государства, времени правления царицы Тамары. Местное население в этих местах с XIX века из уст в уста передает древнее сказание, что правительница Грузии царица Тамара погребена именно в горной Ингушетии. Якобы она посещала этот край неоднократно. И до сих пор старожилы рассказывают об этом. Я сам как-то общался с одним старожилом, который говорил, что знал, где именно она погребена, но отказался показать из-за состояния здоровья, а также какого-то запрета, табу. В средневековых грузинских источниках, хрониках, рассказывается о давних отношениях древней Ингушетии и Грузии. И даже горная Ингушетия какое-то время входила в состав Грузинского государства. Археологи часто находят в этих местах изделия грузинских мастеров. Любопытно, что в ста пятидесяти метрах отсюда находятся два грузинских храма, много грузинской графики на местных погребениях.

– Вы считаете, что вероятность крупной археологической находки велика?

– Конечно. Во-первых, это датировка подземного склепа, которая не противоречит правлению Тамары, опять-таки стойкие предания ингушей о ее погребении. И археологические находки, которые регистрируют здесь массу находок грузинской культуры раннего средневековья. Сегодня мы проведем первое визуальное исследование погребения.

Кандидат исторических наук специалист по истории христианства на Кавказе Анзор Остахов считает, что поиски крупных находок типичны для народов Северного Кавказа.

– Хоронить на окраинах империи важных особ — такой традиции у грузин никогда не было. Есть такой момент — в последнее время у ряда народностей, которые становятся на ноги, существует исторический вакуум. Пустоту они заполняют, в первую очередь, археологией. Так, в 90 годы карачаевские историки пытались заполнить пустоту тем, что говорили, что они произошли сначала от аланов, потом от греков. Карачаевский ученый Лайпанов начал развивать этот тезис. Искали могильники на территории Карачаево-Черкесии, и в карачаевском языке искали аланские слова, находя точки соприкосновения. Даже были заявления, что аланы говорили не на фарси, а на тюркском языке. Чеченские археологи развивали концепцию, что древние урарты говорили на вайнахском языке, и поэтому чеченцы являются прямыми наследниками древних урартов. Идею развивал авторитетный археолог Джанмирзоев. У ингушей в двухтысячные годы появились разговоры, что Ингушетия является прародиной всего человечества. Брались мифы, которые объясняют происхождение человека. Например, как корова лизала соль, и из соли родился человек. Дальше со спутника фотографировались горные ландшафты и там искали образы льда, коровы. Кабардинцы тоже не хотели оставаться в стороне и они развивали теорию о том, что они произошли от древних етов, которые жили на территории Малой Азии. В Ингушетии происходят аналогичные процессы, может, об этом и неполиткорректно говорить. Они находят грузинские храмы, которые они строили в Джейрахском ущелье. Это был трафик, который связывал Грузию с Северным Кавказом, где жили аланы. Да, достоверная литература есть, что в Ингушетии есть грузинские храмы, это действительно так. Про Тамару я думаю, что это миф. Их этническая ученая элита не считает это мифами. Российские археологи и историки подобные вещи не признают, но открыто обычно об этом не говорят, чтобы не идти на конфликты. Я думаю, что она похоронена в Тифлисе.

Директор пятигоского краеведческого музея Сергей Савенко считает, что предположения строить некорректно, нужны факты.

– Информация еще не проверена, а уже информационная волна идет, — говорит Савенко. — Подобные открытия требуют серьезных доказательств, аргументации. Поэтому я с определенной опаской и выдержанностью отношусь к подобным ситуациям и открытиям в целом. Да, бывают неожиданные яркие находки, тут предугадать невозможно, но необходимо подтверждать объективность. Помимо Тамары попытками распространения христианства в горах Северного Кавказа в Осетии и контактных районах Ингушетии занимались в разное время и до нее правители, и после нее. Пока ничего конкретного сказать нельзя.

– Преданий о закавказской правительнице множество, — рассказал «Русской планете» археолог и историк Владимир Кузнецов. — Согласно средневековым рукописям, Тамара не умерла, а спит на золотом ложе, и когда дойдет до нее голос людской скорби, она проснется и воцарится вновь. Это поверье отражает в себе отсутствие точных указаний как о местонахождении ее могилы, так и о годе смерти Тамары. Историки считают, что после смерти ее тело было перенесено в Мцхету, затем в Гелати, где и захоронено. Однако точное место захоронения не установлено и археологические исследования не дали результатов. Поэтому и живут несколько альтернативных версий о месте ее захоронения вплоть до предположения, что ее похоронили не только в Ингушетии, но и в Палестине.

ingushetia.rusplt.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9